» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Солонченко Михаил Евгеньевич,
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Отношение современных российских подростков к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 770 раз
Дата публикации: 23.10.2018

ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Солонченко Михаил Евгеньевич

ГБОУ БИЮЛИ, учащийся 11 класса

Солонченко Светлана Сергеевна

НИУ «БелГУ», аспирант кафедры возрастной и социальной психологии

педагог доп. образования МБОУ СОШ №31, гелгород

 

Аннотация. В статье анализируется отношение современных подростков к сверстникам с ОВЗ. Мы выяснили, что большинство подростков относятся к сверстникам с ОВЗ терпимо, и лишь четвертая часть респондентов – толерантно. Результаты проведенного исследования внушают тревогу, так как в большинстве своем подростки не толерантны к сверстникам с ОВЗ, что может затруднять процесс интеграции последних в общество. Нами разработана программа «Путь друг к другу», которая на данный момент находится на стадии внедрения в ГБОУ БИЮЛИ г. Белгорода. Актуальность программы и целесообразность ее внедрения подтверждены экспертными заключениями.

Ключевые слова: толерантность, терпимость, подростки, инвалиды, ограниченные возможности здоровья, отношение, интеграция.

 

Сегодня политика нашего государства в отношении детей с ОВЗ направлена на их полную интеграцию в обществе и создание для них комфортных условий для жизни в нашей стране. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, уровень их интеграции остается по-прежнему низким, социальная активность и профессиональная самореализация, социальные и семейные сценарии деформируются ограничениями, налагаемыми дефектами здоровья. В этом заключается проблема нашего исследования. Мы считаем, что не последнюю роль в этой проблеме играет отношение к людям с ОВЗ в нашем обществе. Особенно важно изучать отношение сверстников к подросткам с ОВЗ. Ведь именно в подростковом возрасте общение со сверстниками настолько значимо, что многие психологи (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова и другие) [2], [7] считают, что оно является ведущей деятельностью подросткового возраста. В тоже время следует отметить, что поменять укоренившиеся стереотипы в отношении людей с ОВЗ в сознании взрослых людей сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное отношение к сверстникам с ОВЗ. Таким образом, очевидна актуальность темы исследования.

Целью настоящей статьи является анализ и систематизация результатов проведенного исследования направленного на  изучение отношения подростков к сверстникам с ОВЗ.

Обратимся к определениям понятий толерантность и терпимость. Следует отметить, что во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. Tolеrance [4]. Так, «Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года в этом же году была переведена с английского на русский язык и зарегистрирована в РФ как «Декларация принципов терпимости» [3]. Таким образом, при введении понятия «толерантность» в РФ оно сразу же было подменено понятием «терпимость». В тоже время, главное отличие толерантности от терпимости заключается в том, что первое общественное явление предполагает отсутствие неприязни человека к другим людям, непохожим на него по тем или иным признакам [6], [9]. Терпимость, в свою очередь, характеризуется возможным внутренним дискомфортом гражданина во взаимодействии с людьми, непохожими на него, но сознательным его отказом от проявления неприязни к ним [4]. На основании анализа теоретических источников нами выведены формулы толерантности и терпимости. Так, толерантное отношение предполагает уважение, принятие, понимание с соблюдением равных прав всех членов общества. В тоже время сочувствие, безразличие, избегание контактов и отрицание равенства являются признаками терпимости.

Уважение + принятие + понимание + равенство = Толерантность

Сочувствие + безразличие + избегание контактов + отрицание равенства = Терпимость

Мы проанализировали результаты исследования «Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями», проведенного ВЦИОМ в 2017 г. [1]. Россияне в большинстве своем относятся к детям с ОВЗ с сочувствием и безразличием, испытывая при этом в большинстве своем неловкость, уважение, жалость, страх. По результатам исследования эксперты вынесли следующее заключение: «отношение россиян к детям с ограниченными возможностями можно охарактеризовать как терпимое, формирующееся вследствие доминирования следующих эмоций: безразличия, жалости, сочувствия» [1]. В исследовательской части, состоящей из анкетирования и исследования по методике «синквейн», приняли участие 62 респондента в возрасте 12-17 лет. Анкетирование проведено нами при помощи авторской анкеты. В ходе анкетирования мы отметили, что отношение подростков к сверстникам с ОВЗ неоднозначное. С одной стороны они готовы оказать помощь этим детям, а с другой – не желают контактировать с ними. Подростки проявляют терпимость по отношению к сверстникам с ОВЗ, которая выражается в доминировании таких чувств как жалость и сочувствие. Далее нами было проведено исследование по методике «синквейн». Данная методика дает возможность изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Проанализировав результаты проведенного исследования, мы выделили доминирующие чувства, которые испытывают респонденты к сверстникам с ОВЗ. Так, по результатам анализа строк синквейна мы видим, что большинство респондентов акцентируют внимание на ограниченности сверстников с ОВЗ. Также респонденты испытывают уважение к сверстникам с ОВЗ и признают их равными себе. В тоже время респонденты испытывают сострадание и желание помочь. Мы проанализировали «синквейны» в целом, сопоставили их с результатами анкетирования и сделали вывод об отношении каждого респондента к сверстникам с ОВЗ, основываясь на формулах толерантности и терпимости. Так, большинство респондентов (76%)  проявляют к сверстникам с ОВЗ терпимость. Подростки видят в сверстниках с ОВЗ, в первую очередь, людей с ограничениями, которые из-за болезни не могут жить полноценной жизнью: общаться, дружить, веселиться, учиться; которые терпят, нуждаются, страдают. Респонденты сочувствуют им, однако отрицают равенство со сверстниками с ОВЗ и не хотят с ними контактировать. В тоже время 24% респондентов толерантно относятся к сверстникам с ОВЗ. Эти подростки проявляют к сверстникам с ОВЗ уважение, принимают их недостатки, считают сверстников с ОВЗ равными себе. Мы считаем необходимым развивать толерантное отношение у подростков к сверстникам с ОВЗ, которые нуждаются в признании их равными значительно в большей степени, чем в жалости и сострадании. Нами разработана программа, направленная на формирование толерантного отношения у подростков к сверстникам с ОВЗ (Табл. 1). Программа на данный момент находится в стадии внедрения в ГБОУ БИЮЛИ г. Белгорода. Программа состоит из трех блоков – познавательного, формирующего и активного. Познавательный – осуществляется знакомство с термином «толерантность» «толерантная личность», «толерантное поведение», знакомство с особенностями лиц с ОВЗ. Формирующий – развитие способностей подростков к взаимодействию, эмпатии, коммуникативному контролю, взаимоуважению. Активный – знакомство со сверстниками с ОВЗ, проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, посещение киноцентров, театров). Наше исследование мы планируем продолжить и сравнить результаты, полученные перед внедрением программы и после него.

Таблица 1

Этап

Цель

Форма проведения мероприятия

Познавательный

·  Знакомство с понятиями «дети с ОВЗ», «дети-инвалиды», «дети с ОВ»

·  Знакомство с государственной политикой в отношении лиц с ОВЗ»

·  Знакомство с понятиями «толерантность», «толернатная личность», «толерантное отношение к лицам с ОВЗ», «интолерантное отношение».

1.      Лекция «Дети с ОВЗ. Государственная политика в отношении лиц с ОВЗ»

2.      Лекция «История эволюции отношения общества к людям с ОВЗ»

3.      Беседа «Что такое толерантность?»

4.      Тренинг «Толерантность и интолерантность»

5.      Тренинг «Толерантная и интолерантная личность»

6.      Упражнение «Список наших проблем в общении»

7.      Упражнение «Мой опыт общения с детьми с ограниченными возможностями»

8.      Тренинг «Толерантное общение»

9.      Групповая дискуссия: « Кто они -  люди с ОВЗ?»

 (итого 9 занятий по 45 минут)

Формирующий

·  Содействовать формированию толерантных установок по отношению к лицам с ОВЗ.

·  Развить способность к пониманию

·  Создать условия для успешного взаимодействия детей в группе.

·  Учить пониманию детей особенностей лиц с ОВЗ.

1.      Упражнение «Мы рисуем толерантность»

2.      Упражнение «Я такой!»

3.      Игра «Протяни руку помощи»

4.      Тренинг ««Взаимопонимание и согласованность действий в группе»

5.      Психотехническая игра

5.1. «Связанные руки»

5.2. «Поводырь-Слепец»

6.      Психотехническая игра

6.1. «Что слышно?»

6.2. «Подарок»

7.      Тренинг ««Толерантность к другим через отношение к себе»

8.      Игра  «Я толерантен»

9.      Тренинг «Степень вашей толерантности»

(итого 9  занятий по 45 минут)

Активный

·        Повысить интерес детей к проблемам лиц с ОВЗ

·        Содействовать формированию толерантных установок по отношению к лицам с ОВЗ

Совместные мероприятий для подростков и их сверстников с ОВЗ:

1.      «А ну-ка девушки!» (командная конкурсная программа)

2.      «А ну-ка парни!» (командный конкурс по ораторскому искусству)

3.      Творческие тематические вечера

4.      Конкурс рисунков «Мы вместе»

5.      Совместные организованные выезды на природу

6.      Организация выставки работ подростков с ОВЗ

7.      Совместные посещения выставок, кинотеатра, драматического театра.

(итого 7  занятий, время проведения каждого не ограничено)

По результатам проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:

  1. Современное российское общество, в большинстве своем, проявляет терпимость к детям с ОВЗ, которая заключается в доминировании таких чувств как жалость, сочувствие и безразличие (Исследование ВЦИОМ).
  2. У подростков преобладает сочувственно-жалостливое отношение к сверстникам с ограниченными возможностями (Исследования в рамках работы).
  3. Большинство подростков стараются избегать контактов с детьми с ОВЗ (Исследования в рамках работы).
  4. Лишь 24% подростков толерантно относятся к сверстникам с ограниченными возможностями (Исследования в рамках работы).
  5. Подростки более лояльны к сверстникам с ОВЗ, чем взрослые (Исследование ВЦИОМ, исследования в рамках работы).
  6. Результаты исследований внушают тревогу, так как в большинстве своем подростки не толерантны к сверстникам с ОВЗ, что может затруднять процесс интеграции последних в общество.
  7. Для формирования толерантного отношения у подростков к сверстникам с ОВЗ нами разработана программа «Путь друг к другу», которая на данный момент находится на стадии внедрения в ГБОУ БИЮЛИ г. Белгорода.
  8. Актуальность программы «Путь друг к другу» и целесообразность ее внедрения подтверждены экспертным заключением.

 



Список литературы:

  1. Брошюра. Социум дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями. Отчет о результатах исследования www.psyhologiya.ru [Электронный ресурс].
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст] / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
  3. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! —2004. —с. 6—11.
  4. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме. 2013
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2000
  6. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2015 – № 1-2.
  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для ВУЗов / Л.Ф. Обухова. - МГППУ, ООО «Издательство Юрайт», 2010 - 256 стр.
  8. Терюшкова Ю.Ю. Психологический тренинг «Основы психологии общения с людьми» [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009-1. № 2009-1.
  9. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2000
  10. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности./ С.Д. Щеколдина – М.: «Ось-89», 2004 80с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: