» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018

Автор: Исалабдулаев Магомед Абдулаевич, ведущий научный сотрудник сектора культуры искусства народов Дагестана
Рубрика: Исторические науки и археология
Название статьи: Советская школа и мусульманское духовенство Дагестана в 20-30-х гг. ХХ в.

Статья просмотрена: 444 раз
Дата публикации: 11.10.2018

УДК 908

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА И МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО ДАГЕСТАНА В 20-30-Х ГГ. ХХ В.

Исалабдулаев Магомед Абдулаевич

ведущий научный сотрудник сектора культуры искусства народов Дагестана

Дагестанский НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, Республика Дагестан, г.Махачкала

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимоотношений советской власти с мусульманским духовенством Дагестана в области образования в 20-30-х гг. ХХ в.  Изучается проблема  реализации принципа отделения школы  от церкви (мечети) в условиях Дагестана. Приводятся статистические данные о количестве конфессиональных школ и количестве обучающихся в них муталимов (студентов) на территории Дагестана в изучаемый период. Исследуются вопросы мероприятий советской власти в осуществлении «культурной» революции  и организации системы светского образования в ДАССР. Рассматриваются проблемы функционирования советских школ в Дагестане в условиях противодействия мусульманского духовенства. Освещаются вопросы атеистического воспитания дагестанской молодежи: прогрессивное значение в дальнейшем культурном развитии дагестанских школьников  и издержки и перегибы на местном и партийном уровне в процессе осуществления культурной революции. Рассматривается вопрос о вкладе русской интеллигенции в культурном развитии народов Дагестана в изучаемый период.

Ключевые слова: мусульманское духовенство, религиозное образование,  советские школы, культурная революция, атеистическая пропаганда.

 

Вплоть до Октябрьской революции 1917 г. образование в Дагестане веками находилось в руках духовенства. Традиционная система мусульманского образования была представлена кораническими школами, где учили читать Коран, мектебами − начальными школами и медресе − школами повышенного типа.

После Октябрьской революции 1917 г. система образования в мусульманских школах несколько изменилась. 20 января 1918 г. Правительство РСФСР приняло декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», где было записано, что школа отделяется от церкви. [1]

Декрет в Дагестане не был введен сразу. Новая власть учитывала религиозность и огромное влияние мусульманского духовенства на широкие слои населения Дагестана.

В Дагестане специальный нормативный акт об отделении школы от церкви (мечети) не был издан. В своей работе партийные и советские органы Дагестана руководствовались только положениями декрета РСФСР.

Председатель Совнаркома ДАССР Д. Коркмасов, возглавлявший дагестанскую делегацию, принятую В.И. Лениным 12 февраля 1921 г. вспоминает следующий эпизод этой встречи. «А кого у вас больше – мулл или коммунистов, - спросил В.И. Ленин

- Пока, конечно, мулл больше, они лучше организованы» - ответил Д. Коркмасов. [1]

Влияние духовенства было огромным не только среди взрослой и пожилой части населения, но и среди молодежи. В начале 20-х гг .в 554 примечетских школах и медресе продолжали свое образование 11631 учащихся. [2]

Мечетям в Дагестане принадлежало свыше 13700 десятин вакуфной земли. В 740 мусульманских школах училось 7500 детей, не считая охваченных другими видами религиозного обучения. [1]

Помимо противодействия мусульманского духовенства, новая власть столкнулась и с такими трудностями, как отсутствие местных учителей и школьных помещений, учебных принадлежностей и т.д. В этих условиях быстрое проведение в жизнь принципа отделения школы от церкви было невозможно. Учитывая это, советская власть вплоть до 1924 г. разрешала преподавание Корана в советских школах. Из-за острой нехватки учительских кадров органы просвещения республики были вынуждены привлечь в советские школы в качестве учителей представителей духовенства.

Представители мусульманского духовенства всеми силами старались подорвать мероприятия Советской власти в области просвещения. Они по-прежнему агитировали горцев, что их дети должны обучаться в религиозных школах и изучать Коран.

Борьба советской власти с огромным влиянием мусульманского духовенства на школу затруднялась и тем, что сотрудники школ в большинстве своем были представителями исламского духовенства, которое убеждало горцев, что их дети обязаны учиться в религиозных школах и изучать Коран. Имелись также случаи, когда в функционирующих советских школах наблюдалось подпольное преподавание Корана. [3]

Тогдашний нарком просвещения ДАССР А.А. Тахо-Годи в докладной записке в ЦК ВЛКСМ отмечал, что «религиозные школы республики оказывают серьезное сопротивление развитию образования и есть факты, когда в религиозных школах в отдельных аулах обучается большое количество учащихся, чем в советских. Советские школы не имеют достаточно подготовленных кадров учителей и приходится прибегать к услугам кадиев и мулл, так как педагогические техникумы не справляются с подготовкой достаточного количества педагогов». [4]

Также необходимо отметить, что самое большое количество медресе во всем Дагестане находилось именно в Даргинском округе, где проживал Али-Гаджи Акушинский– шейх-уль-ислам. По подсчетам исследователей на 1 февраля 1925 г. в округе функционировали 67 медресе с 1673 учащихся. [5]

Значительное влияние шейх имел в с. Губден. Здесь он имел около 300 мюридов. В результате проводимой религиозной агитации из имеющихся в 1925/1926 учебном году 5-ти советских школ с 225 учащимися к концу учебного года осталась одна школа с 49 учащимися. Зато в селении функционировали 3 школы-медресе, посещаемость которых значительно превышала советской школы. [5]

Выступая на открытии 6-го Вседагестанского съезда Советов председатель ЦИКа ДАССР в апреле 1927 г. Н. Самурский заявил: «Мы не можем примириться с контрреволюционной агитацией некоторой части реакционно настроенного духовенства. Мы не можем допустить, чтобы в дальнейшем культурном развитии нашего хозяйства нам мешало духовенство. Нам нужно вырвать у духовенства последние зубы, чтобы оно не могло произнести ни звука». [6]

В массовом порядке мусульманские школы начали закрываться после выхода постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года, запретившего преподавание каких бы то, ни было религиозных вероучений не только в государственных и общественных учебных и воспитательных заведениях, но и в частных.

Мусульманское духовенство понимало и чувствовало к чему может привести строительство советских школ и просвещение народа, поэтому оно провоцировало сопротивление крестьян мероприятиям советской власти путем организаций убийств, поджогов, хищений и др.

Были отмечены десятки выступлений против создания советских школ, организации кресткомов, изъятия вакуфных земель. Избегая открытого вооруженного сопротивления против Советской власти, мусульманское духовенство в конце 20-х годов перешло на методы пропагандистской борьбы, дискредитации мероприятий власти по обучению детей в советской школе, взрослых в ликпунктах, совершали террористические акты против партийных, советских и хозяйственных кадров.

В конце 20-х гг. ХХ в. Дагестанский обком партии, с целью окончательного преодоления религиозного воспитания детей поставил задачу ликвидации религиозных школ. По мнению партийного руководства, это должно было произойти после того, как основная масса трудящихся поймет их полную нецелесообразность. Однако на практике их мнение по вопросу о религиозных школах часто игнорировалось. В Дагестане примечетские школы и медресе продержались довольно долго, чаще всего в отдаленных горных аулах. В 1928-1929 гг. число религиозных школ, но с малым количеством учащихся, возросло. По неполным данным, в апреле 1929 г. в Дагестане еще действовали 2000 мечетей и 322 мусульманские школы с 4570 учащимися. [1]

Задача борьбы с ними была названа в числе главных задач культурного строительства в Дагестане в пятилетке 1928/1929 - 1932/1933 гг.

Если отделение школы от мечети стало мощным импульсом для подлинного расцвета культуры и просвещения народов Дагестана, то административное давление на  религиозные школы означало не что иное, как отход от принципа свободы совести, включающего в себя и свободу обучения религии частным образом. Если до начала 30-х годов в Дагестане сохранялась некоторая самостоятельность в решении религиозного вопроса, то с этого времени она была фактически сведена на нет.

Таким образом, начиная с 30-х годов ХХ в., религиозный вопрос стал решаться в Дагестане в русле государственно-церковных отношений во всей стране. Вопрос о массовой атеистической работе в Дагестане был поставлен на объединенном пленуме ДК и ДКК в феврале 1928 г., впервые специально обсуждавшем вопрос о мусульманском духовенстве. [1]

С этого времени атеистическая пропаганда стала носить всеохватывающий характер. Допускалось все больше и больше ошибок и искривлений в религиозном вопросе. Стали игнорироваться местные особенности. Административные методы пришли на смену идейной работе.

Раскрывая вопрос об образовании в Дагестане, невозможно не говорить о вкладе русских учителей, ученых. В Дагестан приезжали русские учителя практически со всего Союза. Зачастую, не зная местных языков, учителя сами начинали изучать их и, тем самым, входили в доверие к горцам. Преодолевая все трудности и опираясь на помощь местного населения, русские учителя внесли большой вклад в становлении дагестанской школы.

 



Список литературы:

  1. Салахбекова З.А. Власть и мусульманское духовенство Дагестана: история взаимоотношений (1920-1940 гг.) Дисс... к.и.н. Махачкала, 2003.С. 97, 101
  2. Каймаразов Г.Ш. Прогрессивное влияние России на развитие просвещения и культуры в Дагестане: Материалы к сессии. Махачкала, 1954. С. 59, 95, 172.
  3. Тахо-Годи А.А. Борьба за советскую школу в Дагестане. // Просвещение национальностей. М., 1931. №1. С. 55
  4. Искендеров Г.-М. А. Борьба кресткомов за повышение жизненного уровня тружеников дагестанского аула (1921-1935) // Вопросы истории социалистического и коммунистического строительства в Дагестане. Вып. 3. Махачкала, 1976. С. 8, 11.
  5. Абдуллаев Г.-М. М. Али-Гаджи Акушинский – общественно-политический и религиозный деятель Дагестана. Дисс... к.и.н. Махачкала, 2003. С. 50
  6. Магидов Ш.Г. Проблемы обучения и письменности народов Дагестана в культурной революции. Махачкала, 1971. С. 16


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: