» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018

Автор: Гумерова Алсу Флюровна, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

Статья просмотрена: 353 раз
Дата публикации: 8.10.2018

УДК 349.6

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ

С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Гумерова Алсу Флюровна

магистрант

Башкирский государственный университет, г.Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы обращения с отходами производства и потребления, а также подходы к правовому регулированию обращения с ними. В российском законодательстве обращение с отходами производства и потребления регулируется такими Федеральными законами, как «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления». Обращение с отходами производства и потребления основано на организационно-правовых мерах, а также на мерах экономического регулирования обращения с отходами.

Ключевые слова: отходы производства и потребления, обращение с отходами, законодательство, правовое регулирование, юридическая ответственность.

 

На сегодняшний день одной из наиболее значимых и сложных экологических проблем является обращение с отходами. Актуальность данной проблемы обуславливается ее проявлением, во-первых, в причинении экологического вреда, во-вторых, в необходимости выделения специальных участков территорий для размещения отходов.

В контексте экологического права наиболее общим понятием, определяющим две основные области образования отходов – производства и потребления, являются отходы производства и потребления.

Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления[1].

В российском законодательстве наблюдается всесторонний подход к правовому регулированию обращения с отходами производства и потребления, в том числе деятельности, в процессе которой образуются отходы (производства и потребления), а также деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Как правило, в Российской Федерации регулирование обращения с отходами производства и потребления осуществляется многими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Наиболее общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

С целью предупреждения и снижения до минимума экологического вреда, возникающего от отходов производства и потребления, в законодательстве устанавливаются специальные меры и требования, образующие в совокупности правовой механизм обращения с такими отходами, который, в свою очередь, предусмотрен Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»).

Обеспечение экологически корректного обращения с отходами основано на таких организационно-правовых мерах, как лицензирование, нормирование, государственный учет, отчетность, государственный кадастр, государственный надзор, производственный и общественный контроль, юридическая ответственность, а также на мерах экономического регулирования обращения с отходами.

Согласно законодательству многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления, допускаются только на основании разрешения – лицензии. К таким видам деятельности относятся, например, любая деятельность по обращению с опасными отходами, создание объектов размещения отходови другие.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрено нормирование в области обращения с отходами, представляющее собой такие виды нормативов, как норматив образования отходов и лимиты на их размещение.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, а лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Информационное обеспечение соответствующего обращения с отходами составляют учет и отчетность в области обращения с отходами, а также государственный кадастр отходов.

В обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, входят учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и предоставление отчетов о своей деятельности по обращению с отходами.

Информация, предоставляемая индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, является основополагающей для ведения государственного кадастра отходов Министерством природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами. Государственный кадастр отходов ведется с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе [1].

К мерам экономического регулирования обращения с отходами относятся плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, а также меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.

Важнейшим элементом в структуре экономического механизма охраны окружающей среды и разновидностью платы за негативное воздействие на окружающую среду является плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. Данная плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы.

Взимание платы регулируется такими нормативными правовыми актами, как Федеральные законы «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», Налоговый кодекс РФ и другие. Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов зависит от экологической обстановки на той или другой территории.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предусматривает следующие меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами:

  • понижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
  • применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

В сфере обращения с отходами потенциально важную роль играют государственный надзор, а также производственный и общественный контроль, то есть проверка исполнения требований по обращению с отходами.

Государственный надзор в области обращения с отходами проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Производственный контроль организуется и проводится юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.

Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляется гражданами или общественными объединениями.

Нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, как правило, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность для должностных лиц и граждан, а для юридических лиц – административную или гражданско-правовую ответственность.

Таким образом, определенный механизм правового регулирования обращения с отходами производства и потребления необходим для предотвращения и минимизации экологического вреда, создаваемого такими отходами.

 



Список литературы:

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  3. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник. – М.: Эксмо, 2010. – 305 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: