» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (19) 2018

Автор: Крашенинникова Полина Андреевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Психологические особенности работы с детьми группы риска

Статья просмотрена: 498 раз
Дата публикации: 5.10.2018

УДК 37.013

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА

Крашенинникова Полина Андреевна

студент, кафедра «Педагогики и начального образования»

Николаев Егор Васильевич

научный руководитель; к.п.н. доцент, кафедра «Педагогики и начального образования»,

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Нерюнгри

 

Аннотация.В данной статье проанализированы особенности детей «группы риска». Изучены особенности работы с детьми «группы риска», определены критерии и основные принципы педагогического воздействия.

Ключевые слова: дети «группы риска», дезадаптации, асоциальное поведение, социально-педагогическая адаптация

 

Понятие «дети группы риска» это категория детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвергается негативным внешним воздействиям со стороны общества и криминальных элементов, которые стали причиной дезадаптации ребенка.

Дети из группы риска, как правило, это выходцы из неблагополучных семей. Такая категория детей заслуживает особого педагогического внимания, так как среди таких детей, особо высок риск беспризорности и безнадзорности.

Дети группы риска делятся на следующие категории:

  • дети, которые остались без попечения родителей, дети-сироты по разным причинам;
  • дети из неблагополучных и асоциальных семей;
  • дети из семей, которые нуждаются в особой социально-психологической и социально-экономической поддержке;
  • дети с ярко выраженными характеристиками дезадаптации [3].

Особенность таких детей состоит в том, что они находятся под особым воздействием неблагополучных факторов, которые могут срабатывать или нет. По этой причине такая группа детей нуждается в особом внимании со стороны специалистов.

У детей группы риска могут появляться значительные отклонения как в поведении, так и в развитии в общем. Детям группы риска присуща отличительная черта – нарушение социализации, например, отсутствие навыков личной гигиены, неадаптированность, потеря человеческих ценностей, агрессия, лень, вредные привычки и пр [2].

Особое место в деятельности педагога занимает диагностика личности ребенка, в процессе которой можно выявить личностные потребности, определить проблемы и трудности в поведении и установлении коммуникаций.

Для диагностики личности ребенка группы риска следует применять следующие диагностики [4]:

1.                  Незаконченное предложение.

Такая методика позволяет определить жизненные ориентиры ребенка, особенности его социальных конфликтов, убеждения. Методика выглядит следующие образом:

Закончи предложение:

Я считаю, что я….

Главное в моей жизни – это…

Мне хорошо, когда.

2.                  Кто я?

Детям предлагается 10 словами ответить на вопрос.

3.                  Дом, в котором я живу.

Детям предлагается на листке бумаги нарисовать многоэтажный дом и заселить его важными для ребенка людьми. Это могут быть друзья, родители. Такая диагностика может проанализировать привязанность детей друг к другу и близким.

4.                  Продолжи предложение.

Методика позволяет определить отношение ученика к одноклассникам:

Самый близкий человек в классе, это…Ребята, с которыми мне приятно проводить время, это….

Взаимодействие с детьми «группы риска» это развивающая стратегия. Процесс взаимодействие педагога с ребенком «группы риска» –  это длительный и долговременный процесс, который включает в себя следующие мероприятия: вовлечение в учебную деятельность; воспитательная деятельность; оказание помощи и поддержка детей.

В работе с детьми довольно важно реализовать нравственно-правовое воспитание, формировать адекватную самооценку личности ребенка, развивать эмоциональную сферу личности ребенка.

Если выстроить лестницу работы с детьми, то она будет иметь следующую структуру:

  1. на первом этапе следует определить детей, которые будут входить в «группу риска»;
  2. на втором этапе производится диагностика и изучаются проблемы детей;
  3. на третьем этапе специалист составляет программу для профилактики ребенка или коррекцию его развития;
  4. в итоге специалистом реализуется программа [1].

Социально–педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми «группы риска».

Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребёнка.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими принципами:

  • Не навреди.
  • Не оценивай.
  • Принимай человека таким, каков он есть.
  • Соблюдай конфиденциальность.
  • Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
  • Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
  • Минимум специальных терминов.
  • Соблюдай принцип добровольности.

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять себе особенности развития «трудного» ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка.

Виды социально-педагогической помощи:

  1. Наблюдение и консультации учителей.
  2. Консультации для родителей.
  3. Консультирование классных руководителей (по запросу).
  4. Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания.
  5. Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе.
  6. Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
  7. Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества.
  8. Организация профилактических бесед с обучающимися по проблемам социализации личности.
  9. Организация индивидуальных профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания.
  10. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей [5].

Следует отметить, что ребёнок «группы риска» нуждается в особой специализированной помощи, которая будет направлена на изменение или полного выхода из трудной ситуации или социальной опасной для ребенка ситуации, в которой оказался ребенок, а также минимизация его психологических, педагогических и социальных трудностей с целью поэтапного из разрешения. В связи с чем также дети нуждаются в особой корректировке процесса из социализации.  Стоит отметить, что эффективность работы зависит напрямую от желания ребенка, профессионального мастерства педагога и психолога, организации комплексного подхода.

 



Список литературы:

  1. Барсукова Т. М. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска и их семей». -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 103 с.
  2. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. -М.: Академия, 2012. - 160 с.
  3. Дементьева И. А. Работы школы с детьми группы риска. -СПб.: СФЕРА, 2012. - 97 с.
  4. Земленухина Н. А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. Ростов-на-Дону. 2015. - 178 с.
  5. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. -М.: Гардарики, 2015. - 269 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: