» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (17) 2018

Автор: Дубинина Мария Владимировна, студент 1 курса магистратуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Коллективное творческое дело как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников

Статья просмотрена: 1292 раз
Дата публикации: 10.08.2018

УДК 37.035.2

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дубинина Мария Владимировна

студент 1 курса магистратуры

Институт Непрерывного Педагогического Образования

 Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, гбакан

 

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность коллективного творческого дела и эффективность его использования в повышении уровня сформированности и развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младший школьник; коммуникативные навыки; коллективное творческое дело; общение.

 

И как напутствие идущим вслед за нами — два коммунарских девиза: «Наша цель — счастье людей!» и «Всё — творчески, иначе — зачем!»

И.П. Иванов

Ребенок начинает говорить с раннего возраста. Он постигает окружающий его мир через слово, через общение с людьми. Для получение полноценной и полезной информации ему необходимо владеть коммуникативными навыками и умениями.  Многие ученые утверждают, что общение – решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Формирование коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста является важной педагогической задачей.

 Основы формирования коммуникативных навыков личности изучались в трудах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, ученые дали характеристику специфике коммуникативных навыков и предложили пути их формирования [4].

Коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

По мнению Е.О. Смирновой: «Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения».

А.В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных навыков, такие, как: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое) [5, с. 64].

   Формирование коммуникативных навыков у младших школьников важная задача учителя начальных классов, так как уровень развития данных навыков влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности ребенка в целом [6]. Коммуникативные навыки определяют социальную компетентность и помогают учитывать позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; развивают умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; приобщаться к группе сверстников и подразумевают активное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные навыки помогают людям строить отношения с окружающими. Тот, кто знает, как правильно устанавливать контакт с другими, быстрее и эффективнее добивается своих жизненных целей и чувствует себя увереннее. 

Лучший способ стать состоятельным в сфере межличностных коммуникаций – больше практиковаться. Соединить теоретические знания с отработкой в реальной ситуации, и только тогда можно развивать навыки общения [3, с.23].

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

Дело это творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важных задач, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое, потому что не может твориться по шаблону, всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности [1, с. 8-9].

Стадии организации КТД:

  1. Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Главная задача взрослого - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, временам года, животным и т. д.
  2. Планирование. Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные "задачи на размышление" и т. д.
  3. Подготовка. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный вовремя коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни.
  4. Проведение. Стадия проведения КТД - это итог работы, проделанной при его подготовке.
  5. Подведение итогов. На этой стадии воспитатель ставит задачи для размышления, что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Учитель побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый ребенок участвовал в общих размышлениях.
  6. Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. Руководитель коллектива организует использование детьми в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД [2, с. 45-47].

И. П. Иванов очень точно заметил: дети желают быть вместе – значит, надо дать им эту возможность. Они больше всего любят играть и выдумывать – значит, должно быть творчество во всем. И вся команда эту жизнь проектирует. Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы.

Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде.

Работа в парах, в группах поможет формированию умения слышать друг друга, понимать услышанное, считаться с мнением партнера, уважать его мнение, отстаивать свою точку зрения. В процессе совместной работы ребята учатся договариваться, развивается речь, обогащается словарный запас. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия.

Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами дети, а не предложено со стороны учителя в готовом виде. 

Например, рассмотрим КТД, посвященное празднику 8 Марта. Цель данного КТД -  создать условия, способствующие оптимизации межличностных отношений детей в классе. Мероприятие способствует поддержке инициативы и самостоятельности детей, вовлечению детей в совместную деятельность. Учитель должен вначале смотивировать детей подготовить мероприятие. На подготовительном этапе проходит совместное обсуждение предложенных идей по проведению праздника. Опираясь на предложения, ученики разрабатывают избранный вариант, учитывая условия, распределяют поручения между одноклассниками (выбирают кто будет ведущими, кто поет песню, кто готовит материалы к конкурсам и т.д.). После утверждения хода мероприятия начинается активная подготовка к празднику Каждый учащийся рисует портрет своей мамы; учит стихотворение о маме (стихи подбирают дети совместно с учителем) и т.д. Учитель следит за ходом проведения мероприятия, подсказывает и помогает ученикам в трудные моменты, он консультирует как можно сделать лучше, направляет их к правильным решениям и действиям. После самого мероприятия проводилось коллективное подведение итогов прошедшего мероприятия. Учитель спрашивает у учеников: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? (можно провести письменный опрос-анкету). А также учитель отмечает все положительное. 

Чтобы обеспечить активную реализацию всех возможностей коллективно-творческого дела, педагогу необходимо соблюдать главные правила:

  • не нарушать последовательность стадий КТД и не форсировать их;
  • опираться на опыт предшествующих дел, а также знания и опыт, полученный в школе и вне школы;
  • реализовывать в КТД идею заботы о себе, о членах коллектива, родителях и других людях, об окружающем мире.

При правильной организации коллективное творческое дело позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывать их лучшие стороны, учит детей находить компромиссы. Формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Общение детей при совместной деятельности способствует формированию сотрудничества, взаимодействия со взрослыми и сверстниками [1].

Таким образом, коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность младшего школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством, а значит имеет большое значение для формирования коммуникативных навыков у учащихся начальной школы.    

 



Список литературы:

  1. Иванов И.П. Коллективное творческое дело как средство коммунистического воспитания младших школьников.  Л.: ЛГПИ им. А. М. Герцена, 1983.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. М.: «Просвещение», 1989.  С. 308.
  3. Караковский В. А. Воспитательная работа в школе // В. Караковский.  2008.  №1.  С. 103-106.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина.  М.: Институт практической психологии, 1997.  С. 384.
  5. Мудрик А.В. Социализация человека учебное пособие.  М.: Издат. центр "Академия", 2004.  С. 304.
  6. Развитие коммуникативных навыков у детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xreferat.ru (дата обращения 02.05.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: