» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Август, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (17) 2018
Автор: Фролова Надежада Сергеевна, студентка 1 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Метод анималотерапии как один из способов применения нестандартного метода реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации: 20.07.2018
УДК 37.015.32
МЕТОД
АНИМАЛОТЕРАПИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО МЕТОДА
РЕАБЕЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Фролова Надежда
Сергеевна
студентка 1 курса
Филиал «Ставропольского государственного педагогического института», г. Ессентуки
Аннотация. Социализация людей с ограниченными возможностями здоровья и уравнение их
прав с условно здоровыми людьми является приоритетной задачей любого
гуманистического государства и страны. Поэтому в статье особое внимание
уделяется решению данных проблем при помощи нестандартного вида лечения анималотерапии. Рассматриваются особенности данного метода,
виды и возможности его применения.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, люди с ограниченными возможностями, анималотерапия, стресс, фелинотерапия, канистерапия.
Стремление реализовать свой скрытый потенциал, использовать общественно значимые навыки, полученные на протяжении всей жизни человека, для достижения и реализации конкретных задач и целей, удовлетворения своих безграничных потребностей является основным в жизни любого человека. У людей с ограниченными возможностями здоровья (далее овз) процессы адаптации и социализации происходят при достаточно больших временных затратах и по своей структуре данный процесс достаточно сложный. Это связано, в первую очередь, с особенностями физиологического и психического развития людей с овз.
Адаптивная физическая культура, в данном случае, выступает не только как средство развития утраченных способностей при помощи физических упражнений и нагрузок, но и является средством адаптации к резкоменяющимся условиям среды (общества), а также она позволяет самореализоваться и самоактуализироваться человеку как личности. Адаптивная физическая культура – это то, при помощи, чего происходит реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Она является одним из видов реабилитации таких людей, однако особое внимание стоит уделить другому не менее доступному и эффективному методу анималотерапии.
Анималотерапия (пет-терапия или зоотерапия) – метод лечения человека, при котором происходит тесный контакт с животными. Такой вид лечения помогает избавиться (полностью или частично) от разнообразных психологических и психических нарушений, таких как, стресс, нервозность, усталость, раздражительность, депрессия и так далее. Суть данного метода заключается в том, что при разнообразном контакте с животными (зрительном, слуховом, телесном) человек испытывает некоторое удовлетворение, избавляющее его от накопившихся негативных эмоций, которые, в свою очередь, влияют на психологическую безопасность человека. Для людей с ограниченными возможностями здоровья применение данного метода немаловажно [2].
Как известно, такие люди более чувствительны и эмоциональны. Связано это с тем, что, на протяжении всей своей жизни, они испытывают постоянный стресс и давление со стороны общества. Им сложнее выполнять команды и действия, которые для условно здорового человека вполне обычные. Также стресс у людей с ограниченными возможностями здоровья может возникать при постоянном нахождении в привычных условиях, то есть, когда человек постоянно сидит дома, в больнице, у него нет возможности и желания свободно совершать прогулки на улице. Это влияет на их адаптацию. Ведь намного труднее выжить в постоянно меняющихся условиях среды.
За неимением возможности общаться с другими членами социума, людям приходится искать другие источники общения. И именно анималотерапия может им помочь в данной ситуации. Она может выступать как отдельным видом реабилитации людей с ограничениями здоровья, но, чаще всего, идет в комплексе с другими видами помощи больным людям.
Существует несколько классификаций анималотерапии. По своей направленности выделяют два вида зоотерапии направленную и ненаправленную. Направленная пет-терапия вид лечения, при котором взаимодействие человека с животными происходит непосредственно при контакте с ними или при использовании их образов (через картинки и игрушки). При этом методе специалисты составляют четкий план-схему, а животные, которых используют при лечении, могут не являться личными домашними питомцами человека (пациента). Животных, перед контактом с пациентом, тщательно подготавливают: они проходят обучение и только хорошо подготовленные отбираются для дальнейшего контакта с человеком. Ненаправленная зоотерапия – лечение человека при помощи общения со своими личными домашними питомцами.
Анималотерапия подразделяется еще на несколько видов, в зависимости от того, с какими именно животными взаимодействует человек. Наиболее доступными и эффективными видами анималотерапии для людей с ограниченными возможностями здоровья на территории Ставропольского края являются: фелинотерапия (лечение при помощи контактов с кошками), канистерапия (терапия при помощи собак). Более подробно рассмотрим каждый вид пет-терапии[11].
Фелинотерапия – метод лечения и профилактики людей с овз при помощи контактов с кошками. Было проведено множество исследований, в которых рассматривалась польза фелинотерапии при лечении различных заболеваний. Особо значимыми являются исследования врачей-терапевтов Англии и США, которые работали в специализированных клиниках для умственно отсталых детей. Им удалось выяснить, что кошки оказывают серьезную помощь людям с психическими заболеваниями, сердечными расстройствами, повреждениями мозга. Больные люди положительно относились к тому, что кошки находились рядом с ними и не испытывали никакого раздражения. Общение с кошками рекомендуется при депрессии, нервозах, маниях и шизофрении. Кошка не делает ничего необычного, она ластится к больному, лижет ему руки, лицо. Её тепло, умиротворяющее урчание позволяют пациенту расслабиться. Ученые из Института общения животных в Северной Каролине, которые исследуют звуки семейства кошачьих, пришли к выводу о том, что мурлыканье помогает заживлять раны и укреплять кости [5]
Канистерапия один из самых популярных методов лечения, при котором человек взаимодействует с собаками. Данный метод применяется совместно с психотерапевтическим лечением. Она помогает людям, которые не могут контактировать с обществом, научиться проявлять эмоции, развить ум и функции движения. Такие занятия, как правило, проходят в игровой форме, результат достигается постепенно. Сама сложность игры и её вид будут зависеть от психофизиологических нарушений, поэтому каждое занятие канистерапией считается индивидуальным. Такие игры детям с овз помогают не только развить утраченные способности или заменить их уже имеющимися, но и повысить мотивацию к занятиям психотерапией[6]/
Данный вид терапии позволяет создать положительные социальные установки, улучшить навыки общения (малообщительные дети начинают больше говорить) и снять высокое эмоциональное напряжение (дети с пониженной приобретенной или врожденной эмоциональностью начинают иначе реагировать на окружающий мир), улучшить психоэмоциональное состояние, моторику и другое.
Участие собаки в процессе лечения создает атмосферу доверия, которая помогает ребенку лучше раскрыться и улучшает результат занятия. Поэтому психотерапевты очень часто используют данный метод в своей профессиональной деятельности, как средство реабилитации, психокоррекции для того, чтобы личность ребенка развивалась гармонично, у него пробуждался интерес к различным видам деятельности и тем самым его кругозор расширялся [4].
Канистерапия используется как средство мотивации. Она:
Позволяет формировать понятие о здоровом образе жизни.
Позволяет приобрести навыки самообслуживания.
Помогает восстановить двигательную активность организма.
Действует на все виды восприятия.
Собака это переходный объект, который помогает бороться со страхами, фобиями, отклоняющимся поведением, а также способствует формированию адекватной самооценки, повышает мотивацию к познанию мира и обучению, совершенствует эмоционально-волевую сферу, развивает память, мышление, воображение и другие психические функции.
Стоит также помнить о возрастных особенностях детей. Если им в какой-то момент времени запретить контактировать с животными, то это у них может вызвать неприятное чувство, неудовлетворенность, а это приводит к ухудшению ситуации.
Терапевтическое лечение при помощи собак может осуществляться, как при непосредственном контакте с животным во время игры или ухода за ним (активная канистерапия), так и при помощи наблюдения за ними в вольерах, природных парках (пассивная канистерапия) это приносит удовлетворение, ощущается польза для здоровья[1].
Поскольку на базе филиала, в котором я обучаюсь – создана и работает научно-исследовательская лаборатория «Адаптивная физическая культура» наша основная идея заключается в использовании вышеописанного метода. Нестандартное применение зоотерапии, в частности двух её направлений (фелинотерапии и канистерапии), в виде добровольной помощи людей с ограниченными возможностями здоровья в питомниках для животных, где обитает множество собак и кошек, может также произвести положительный эффект на самих пациентов. Данный способ применения анималотерапии позволяет не только оказывать должное и эффективное лечение и помощь людям с ограничениями здоровья, но и также позволяет им, посредством добровольной волонтерской деятельности в питомниках, избавиться от своих внутренних комплексов, найти свое место в жизни и получить множество положительных эмоций. Они будут общаться с животными, научатся, как правильно нужно ухаживать за ними. Такой способ применения анималотерапии решает ряд проблем современного общества:
Анималотерапия – это, в первую очередь, лечение. Использование данного метода в комплексе с другими средствами реабилитации приведет к сокращению числа людей с овз.
Помощь в питомниках позволит людям определиться со своей профессией. Добровольная помощь может превратиться в постоянную работу. Люди будут работать с животными, дрессировать их, при получении должного образования, лечить их, также можно работать в питомнике без взаимодействия с животными (например, следить за чистотой помещений) Это позволит трудоустроить людей с овз и увеличить численность трудоспособного населения
По нашему мнению, применение данного метода, позволит улучшить условия проживания и уход за животными в питомниках, а это в свою очередь может привести к сокращению смертей бездомных животных.
При должном и качественном уходе, собак и кошек из питомников можно использовать в стандартной канистерапии и фелинотерапии. Психотерапевты могут использовать животных в своей деятельности (только при прохождении специального обучения). Это позволит найти хозяев животным и сократить наполняемость питомников.
Для того чтобы люди с овз без каких любо препятствий смогли помогать в питомниках, необходимо также учесть тот факт, что им нужно специальное оборудование, которое позволит им свободно передвигаться. Приобретая такое оборудование можно решить ряд проблем. Например, люди с поражением опорно-двигательного аппарата нуждаются в специальных средствах передвижения – креслах-колясках. Если снабдить их колясками, то их можно использовать и по другому назначению (у людей появится возможность свободно передвигаться по городу). Другой пример. Зачастую бывает так, что питомники находятся достаточно далеко от мест нахождения людей с овз. Поэтому им необходим транспорт, который бы доставил их на место назначение. Автобусы, снабженные подъемниками для колясочников, можно использовать в качестве экскурсионных автобусов, что позволит людям с овз культурно обогащаться, изучать историю своего родного города и посещать новые места.
Реализация вышеописанного нами (авторского) метода в Ставропольском крае благотворно скажется на развитии региона и решит все вышеперечисленные проблемы.
Проведено множество исследований, которые свидетельствуют о том, что животные играют важную роль в жизни человека. Собаки проявляют свою любовь, преданность, располагают к общению и поддерживают своих хозяев. Они не могут говорить о своих чувствах, поэтому всегда стоит помнить о том, что чрезмерное общение с человеком может вызывать у собаки стресс. Поэтому при занятиях канистерапией следует соблюдать определенные условия, создавать комфортную среду для обоих субъектов игрового процесса. Каждый должен находиться в равных условиях и получать удовольствие от процесса общения друг с другом. В Ставропольском крае были проведены исследования, которые говорят о том, что собаки подвержены психическим нагрузкам во время занятий. Поэтому во время занятий необходимо использовать не одну, а несколько собак. Оптимальным выбран режим, когда собака в течение дня отрабатывает максимум 4 часа. После чего на 2-3 суток отправляется на отдых (в данном случае используется свободный выгул за городом и стайное содержание). Всего работают 7 собак, поочередно подменяя друг друга.
Однако при наличии такого положительного результата, оказываемого на человека, существуют и противопоказания к проведению занятий. Если у пациента есть аллергия на домашних животных, страх и боязнь, связанные с животными (фобии), повышенная температура, инфекционные заболевания, заболевания верхних дыхательных путей, заболевания кожи, то в данном случае от занятия канистерапией стоит отказаться. В результате частого применения данного метода, у пациента может возникнуть гиперпривязанность к одному животному, что, несомненно, пагубно скажется на здоровье пациента. Например, в случае смерти животного пациент испытает огромный стресс, что, возможно, приведет его на начальную стадию своего психоэмоционального состояния. Все положительные результаты будут потеряны[7]
Применение данного терапевтического метода, в комплексе с адаптивной физической культурой и другими немаловажными методами реабилитации людей с овз, позволит качественно и в короткие сроки сократить численность людей, с различными поражениями и заболеваниями. Этот метод имеет также и важную социальную значимость. Он не только помогает при адаптации людей с овз, но также может послужить источником реализации их скрытых возможностей.
Список литературы:
- Амарантова Л. Как собаки становятся терапевтами? // Собачий остров: журнал. ¬ СПб: Благотворительный фонд «Верность», 2011. ¬ № 4(12). ¬ С. 14-15.
- Анцупова И.И. Анималотерапия ¬ Москва, «Вокруг света»: журнал «Вокруг света» №12 (2795) декабрь, 2006
- Деребо С.Д., В.А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. ¬ Ростов-на-Дону, 1996 ¬ 480 с.
- Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.
- Лащевская О. Кошка-целитель – Лениздат, 2007 ¬ 320с.
- Мальцева М. Н. Основы канистерапии // Собачий остров: журнал. ¬ СПб: Благотворительный фонд «Верность», 2013. ¬ № 1(21). ¬ С. 16-19.
- Серова Е.Лекари от природы // Собачий остров журнал. ¬ СПб: Благотворительный фонд «Верность», 2010. ¬ № 1(4). ¬ С. 26-27.
- Смолова Л. В.Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной Работы. ¬ 2008. ¬ Т.9. ¬ С. 45-50.
- Субботин А. В., Ращевская Л. Л. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. ¬ Москва: «Макцентр. Издательство», 2004.
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. ¬ М.: Российское психологическое общество, 1999
- Харчук Ю. Анималотерапия. Домашние животные и наше здоровье. – М.: Феникс, 2007.
Комментарии: