» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (17) 2018

Автор: Маркин Борис Андреевич, учитель географии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Возможности использования экологических троп в формировании ценностного отношения подростков к природе.

Статья просмотрена: 450 раз
Дата публикации: 13.07.2018

УДК 373

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ПРИРОДЕ

Маркин Борис Андреевич

учитель географии, аспирант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), гижний Новгород

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций и возможности использования экологических троп в воспитании ценностного отношения подростков к природе.

Ключевые слова: ценностное отношение, экологическая тропа, природа.

 

Проблема формирования ценностных ориентаций в современных социально-экономических условиях значительно актуализируется. Это обосновывается, прежде всего, тем, что произошли существенные изменения в ценностях и ценностных ориентациях, которые нередко являются негативными.           

В связи с этим, необходимо обратиться к концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ, в которой четко определены национальные ценности необходимые современной молодежи: патриотизм, гражданственность, семья, природа,  труд и творчество[4].

Сама по себе ценность – это некий идеал, цель, жизненный ориентир, который впитывается человеком в процессе его социализации, и становится ориентиром поведения в социуме. Система ценностей человека и система ценностей социума, по мнению Парсонса, один из способов взаимосвязи и взаимовлияния индивидуума и общества. Существует некая общепризнанная система ценностей, которая котируется как идеальная, однако стоит понимать, что пропагандируемые ценности и реальная обстановка в социуме не равны между собой.

Ценности и их система могут постепенно меняться и эволюционировать с течением времени. Это своего рода идеальное представление интересов и потребностей социума.

Ценностные ориентации, считает С.И. Левикова, обретают следующее содержание – это «освоение индивидуумом общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к индивидуума как к члену социальных групп, общностей и общества в целом» [5]. Ценностные ориентации – это ориентир на наиболее идеальные востребованные ценности социума. Совокупность этих ориентиров формирует морально-нравственный остов личности и соответственно ее поведение в обществе.

Таким образом, ценностные ориентиры – это важнейшие регуляторы социальной деятельности человека в пределах его общества. Часто, при смене ценности или ценностной ориентации, в обществе или у индивидуума может возникнуть конфликт между устоявшейся ценностью и ориентацией на нее, и новой.

В психолого-педагогической науке существует ряд классификаций систем ценностей. Так Н.Д. Никандров, В.В. Николина, А.Г. Здравомыслов,  А.Я. Данилюк выделяют:

  • традиционные ценности – это ценности, которые сохранение изначальных общественных ценностей, уже существующих в данном обществе;
  • современные ценности – это ценности, которые возникают в социуме с течением времени и требуют органичного вливания в уже существующую традиционную систему[7].

 Еще, Э. Фромм, выделяя базовые и второстепенные ценности и рассматривая базовые ценности – как ценности, которые определяют основную линию поведения людей и общества во всех сферах их деятельности, а второстепенные ценности – это ценности определенной социальной группы: творчество, инновация, сотрудничество.

В классификации М. Рокича выделяются терминальные и инструментальные ценности. Терминальные – это ценности, которые выражают высшие идеалы данного общества и человека в нем, смыслы жизни и существования, высшие идеалы. Инструментальные – это те ценности, посредством которых можно достичь идеальных, терминальных ценностей. Для инструментальных ценностей следует отметить наличие характеристики принятости и одобрения в данном обществе. Например, идеалом, терминальной ценностью будет верность в семье, один партнер на всю жизнь, гармоничные отношения в семье, а инструментальной ценностью, которая не признана в обществе, например, будет устранение тем или иным способом посторонних факторов, достижению терминальной ценности препятствующих. Ну, например, убийство соседа, который «положил» глаз на жену главы идеального семейства. 

М. Лапин предлагает концептуально отличную классификацию, выделяя [3]:

  • предметные ценности – это духовные или материальные, экономические или социальные, политические или гражданские и другие ценности.
  • функциональные ценности – это ценности, подразумевающие одобрение или отрицание, объединение или, напротив, дифференциацию.
  • потребностные ценности – это ценности, которые относятся к сфере потребностей человека. Тут можно выделить витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные и другие ценности.
  • цивилизационные ценности – этот класс ценностей подразумевает дифференциацию ценностей по типу общества: традиционные, современные, технократические, общечеловеческие и другие.

Анализ исследования классификаций ценностей показал, что существуют различные ценности. При этом понятие «ценности» тесно связано с понятием  «ценностные ориентиры» – т.е. выработка поведения и системы внутренних убеждений индивидуума и общества в сторону общепризнанных ценностей в их идеальном выражении.

Современная молодежь, в условиях нестабильной социокультурной ситуации становятся жертвами обстоятельств и своего окружения, и мы видим возрастающий процент преступности, раннего алкоголизма и наркомании, произрастающих из недостатка воспитания в духовном аспекте. Бездуховность, характерная современности, влияние множества других культур, постоянная переоценка ценностей в социуме порождают нестабильность в развитии его следующего поколения.

 Как считает Тоффлер взаимоотношения социума и подростков представляет собой диалектическое противоречие – с одной стороны, социум диктует им те нравственные, гражданские, моральные, этические и другие нормы, которые необходимы, по мнению большинства, для нормального развития полноценной личности.

С другой стороны, подростки сами определяют внутренний и внешний облик социума, являясь, во-первых, неотъемлемой его часть, во-вторых, «двигателем» прогресса общества в большинстве аспектов его становления[8].

Современному педагогу нужно  понять особенности развития и поведения современного подростка, суметь поставить себя на его место и, без сомнения, учесть сложнейшие, часто очень противоречивые условия современной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить более позитивные отношения в системе: школа - семья - общество - ребенок.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Как показали исследования В.П. Голова, учащимся будут интересны такие задания, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим ставить перед собой школьные задачи, входить в диалог между сверстниками и со взрослыми, получать самостоятельные решения [2].

Практические работы в школе, позволяют увидеть, что внимание детей на данном этапе жизни очень выборочно и часто переключается с одного на другое, однако дети в данном возрасте очень тяготеют к сложным задачам интеграционного характера, следовательно, считает С.И. Левикова, чем разнообразнее и интереснее будет урок, тем больше дети будут включаться в него, а урок с применением активных методов обучения, в том числе исследовательской деятельности, должен полностью привлечь их внимание, так как будет отвечать всем означенным требованиям.

Учет психолого-педагогических особенностей детей среднего школьного возраста, позволяет, по мнению А.В. Леонтовича, рассматривать исследовательский метод как средство организации урока по географии, и может осуществляться с применением следующих технологий, методик и приемов:

  • Метод проблемного обучения в исследовательской деятельности на уроке географии. Основным достоинством проблемного обучения как основного пути актуализации мотивационного компонента и познавательного интереса детей к географии является тот факт, что в результате использования проблемного подхода активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается качество знания. Ценными результатами использования технологии проблемного обучения являются: осознание детьми характера своей умственной деятельности; формирование у них умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы; активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.
  • Метод проектного обучения в исследовательской деятельности на уроке географии. Суть метода проектов и его главное достоинство в том, что ребенок четко представляет себе, что именно даст ему полученный в итоге проекта результат и где именно его можно практически применить. Т.е., фактически, мы можем сказать, что речь идет о формировании ключевых компетенций ребенка как будущего специалиста и всесторонне развитой личности.
  • Метод игрового активного обучения в исследовательской деятельности на уроке географии. Использование игр на разных этапах изучения учебного материала– эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся, положительно влияющее на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся. В игре они чувствуют себя свободно, активно мыслят и действуют творчески.
  • Картографический метод обучения в исследовательской деятельности на уроке географии. Картографический метод обучения основан на развитии аналитического и логического мышления в процессе кодирования и декодирования картографической информации. Школьники учатся пользоваться разными картами, анализировать их содержание, подбирать карты для проведения по ним тех или иных измерительных работ [6].

 Исследование показало, что любой результат должен быть соотносим с целями, поставленными  в процессе обучения, поэтому,  результаты обучения должны поддаваться, при необходимости, оцениванию, анализу и корректировке. Результаты обучения принято разделять на предметно-специализированные, характерные для освоения конкретной предметной области, и универсальные, которые подразумевают развитие одной или нескольких ключевых компетентностей учащегося.

Любовь к природе, и уважение к ней не могут сформироваться у городских детей спонтанно – экологическая воспитанность должна формироваться как внутренне-личностная позиция, так и с помощью семьи и педагогов.  Наше исследования показывают, что формирование заботливого и бережного отношения к природе часто наблюдается у подростков только в том случае, если они имеют разносторонние и глубокие знания о том или ином природном объекте, если же по отношению к другому объекту знания скудны и отрывочны – то может наблюдаться грубое, собственническое отношение к природе. Поэтому важно учить детей бережному отношению к природе, любви к родному краю и родной земле.

При общении с природой у подростка формируются навыки правильного поведения в отношении природы, осознанное, разумное отношение к ней. А если  работе с детьми дать им самим побывать в роли учителей-организаторов экологической тропы, экскурсоводов, пропагандистов бережного отношения к природе, то такой опыт в несколько раз эффективнее  способствует  повышению экологической грамотности и экологической культуры, формируя положительные качества личности. Особо следует отметить роль умственного и физического труда при проектировании и оборудовании учебной экологической тропы, что способствует всестороннему развитию личности учащегося.

Термин «Учебная тропа природы» следует трактовать и в контексте изучения природы школьниками, равно как и в контексте обучения школьников самой природой. То есть создание экологической тропы в первую очередь способствует не столько экологическому просвещению, сколько экологическому воспитанию [1].

Учебные тропы классифицируются на несколько типов, в первую очередь – по продолжительности и длине. Равно как и маршруты в туризме, учебные тропы  бывают радиальными, кольцевыми, линейными. Тропы разделяются по сложности прохождения и по сложности учебной информации. Следует учитывать, что учебные экологические тропы рассчитаны на пешеходный проход, но при желании  учитель организует водный, лыжный, велосипедный и даже конный проход маршрута.

 При этом важно учитывать основным критерии назначения: они могут быть познавательно-туристическими, учебными и прогулочное-познавательными. Каждый тип экологической тропы имеет свои специфические особенности. Рассмотрим их более подробно.

1. Прогулочно-познавательные тропы – такие тропы имеют протяженность в 4-8 километров, преимущественно проходит в природных условиях возле городов. Учеников на маршруте объединяют у группы, которые под руководством экскурсовода-преподавателя – проходят маршрут за несколько часов с перерывом на отдых. Такие маршруты в основном предназначены для прогулки и ознакомления с памятниками истории, культуры, с природными объектами и явлениями. Так или иначе такие маршруты затрагивают взаимоотношения человека и природы, на них можно продемонстрировать влияние хозяйственной деятельности человека на природу, принципы ответственного отношения к природе, показать роль леса в жизни человека, основные закономерности существования жизни в зеленой зоне. Такие тропы могут быть и зимними, и летними. Несмотря на сезонный характер, зимние тропы приобретают значение своеобразного экологического фактора, вызывая эрозию почв на лыжных трассах, нарушая растительность и т. д. Зимняя учебная тропа также способствует осуществлению природоохранных, рекреационных, информативно-познавательных и воспитательных задач. В отличие от летней, зимняя тропа может иметь несколько иную трассу. При выборе основными факторами являются удобство для лыжных прогулок, наличие различных природных объектов, удобных для осмотра в зимнее время. Необходимо также учесть большую скорость передвижения посетителей по зимней тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов осмотра.

2. Познавательно-туристические тропы. Продолжительность таких троп составляет от десяти до нескольких сотен километров. Такие тропы обычно проходят в зонах рекреации с небольшой плотностью населения, возле заповедников, заказников, национальных парков или в их границах. Такие тропы могут проходиться за один день, могут быть средней протяженности с ночевкой, или длинными с многократными ночевками. По таким тропам можно двигаться пешком, водным транспортом, на лошадях, комбинировать способы передвижения. При организованном прохождении длинных троп требуется проводник, такие тропы, как правило, довольно сложные – имеют в маршруте горы, заболоченную местность, густой лес и т.п. Также тропы могут быть и короткими, но опасными по тем или иным причинам.

И те, и другие тропы можно проходить самостоятельно при условии нанесения разметки на местности, информационных щитов, снабжения самостоятельных путешественников схемой и буклетом маршрута. Каждый самостоятельный посетитель или организованная группа должна при прохождении троп, если они имеют определенные сложные участки или опасные факторы, проходить инструктаж, а также получить инструкции по соблюдению природоохранных принципов на тропе. 

Содержательная сторона такой активной формы отдыха может иметь комплексный характер: знакомство с окружающей природой, памятниками истории и культуры, наблюдение и оценка различных проявлений деятельности человека в природе, изучение и закрепление в практических ситуациях экологически грамотного поведения в окружающей среде. Тропы такого типа можно использовать и для обучения узкоспециализированных категорий посетителей.

И те, и другие тропы по научно-информационной направленности могут быть зоологическими, географическими, геологическими, историко-культурными, ботаническими и т.д.

3. Учебные экологические тропы. Эти тропы являются наиболее специализированными для изучения природы на маршруте, протяженность таких троп обычно составляет 1-4 км, из расчета высокой плотности информации и времени проведения не более 2-4 часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на посещение учащихся из различных типов учебных заведений – школ, училищ, колледжей, ВУЗов. Также такие тропы могут быть доступны и другим отдыхающим. Как правило, движение по таким тропам проводится с экскурсоводом – педагогом или учеником. Такую тропу можно посещать и самостоятельно – если она оборудована соответствующими знаками и щитами. Такие тропы должны быть легко доступны для учащихся, поэтому чаще всего их организуют в зонах ближайшей доступности – лесопарковых зонах, парках, ближайших природных объектах. В основном тропу посещают организованные учебные группы школьников и педагогов.

Если школьники хотят провести пропаганду экологических знаний, то они могут организовать временные группы посетителей – например, из числа друзей, родителей, отдыхающих туристов. 

Наиболее совершенным вариантом учебной экологической тропы является ее сочетание с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте. По своему содержанию тропы такого типа комплексные. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики.

Таким образом, организация работы с обучающимися по использованию учебных экологических троп способствует формированию у подростков ценностного отношения к природе.

 



Список литературы:

  1. Бакланова, С.Л. Роль учебных экологических троп в региональном компоненте образования // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 4.
  2. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. – М.: Книга по требованию, 2012. – 312 с.
  3. Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов./ Под ред. Д.Н. Замятина. – СПб.: Алетейя, 2013. - 336 с.
  4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009
  5. Левикова С. И. Молодежная культура / С. И. Левикова. – М.: Вузовская книга, 2012. – 360 с.
  6. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей/ Под редакцией А.С. Обухова. - М.: Исследовательская работа школьников, 2012. – 156 с.
  7. Николина В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде / В. В. Николина; Нижегор. гос. пед. ун-т, Департамент по охране природы и упр. природопользованием Администрации Нижегор. обл. - Н. Новгород : Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1996. - 54 с.
  8. Тоффлер А. Футурошок / А. Тоффлер. – СПб.: Лань, 1997. – 464 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: