» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Захарова Ольга Олеговна, кандидат педагогических наук, учитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование технологии межкультурного этюда как условие формирования у учащегося компетенции ответственного выбора

Статья просмотрена: 563 раз
Дата публикации: 8.06.2018

УДК 371

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ЭТЮДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩЕГОСЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ВЫБОРА

Захарова Ольга Олеговна

кандидат педагогических наук, учитель

МБОУ «СОШ №108», грехгорный

 

Аннотация. В статье обозначена значимость формирования у учащегося компетенции ответственного выбора как рефлексивно-оценочного механизма определения личностью морально-нравственных основ собственной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Критерием ценностного выбора учащегося выступают межкультурные ценности, а формированию компетенции ответственного выбора способствует использование межкультурного этюда. Автор статьи раскрывает технологию его реализации и принципы, определяющие процесс выбора учащимся решения ситуации межкультурного взаимодействия и способствующие развитию его субъектности.

Ключевые слова: выбор, компетенция ответственного выбора, межкультурные ценности, межкультурный этюд.

 

Самоопределение рассматривается как процесс и результат выбора личностью позиций и условий самоосуществления в определенных обстоятельствах [7]. Именно обеспечение возможностей для личностного самоопределения на основе выбора является одной из ключевых задач развития учащегося в рамках ФГОС. Компетентностный подход, играющий значимую роль в контексте реализации ФГОС, также направлен на организацию стратегий самоопределения личности, что выражается в развитии субъектности учащегося при осуществлении им ответственного выбора.

Как свидетельствуют ФГОС, формирование у учащегося компетенции ответственного выбора является перспективным направлением развития личности в современной школе.

Анализ педагогической литературы позволил нам прийти к выводу, что понятие «выбор» является недостаточно изученным в педагогике на сегодняшний день. На основе анализа понятия «выбор» в рамках ФГОС мы определили, что выбор можно трактовать по-разному. Выбор проявляется в ситуациях, с которыми постоянно сталкивается учащийся в процессе урочной и внеурочной деятельности: выбор заданий разных уровней сложности, выбор формата взаимодействия с другими обучающимися, выбор тем проектной работы и пр. Выбор также предполагает определение учеником собственной индивидуальной образовательной траектории. Выбор рассматривается как рефлексивно-оценочный механизм определения учащимся морально-нравственных основ собственной деятельности.

Мы полагаем, что выбор как устойчивая способность и готовность личности к осуществлению выбора на основе принятия ответственности за него [4, с. 140] следует рассматривать как мета-компетенцию, обеспечивающую успешное самоопределение личности.

Обратимся к формированию у учащегося компетенции ответственного выбора как способа развития его морально-нравственного сознания. Вновь опираясь на ФГОС, обозначим, что в качестве личностного результата освоения программы основного общего образования рассматривается развитие компетенции учащегося в решении морально-нравственных проблем на основе личного выбора [8]. Критерием морального выбора личности являются ее ценности.

Представитель педагогической аксиологии, А.В. Кирьякова, рассматривает выбор как механизм в цепочке ценностного ориентирования личности, которая включает поиск, оценку, выбор и проекцию. Исследователь отмечает, что самый трудный выбор, который делает личность, это моральный выбор, базирующийся на ценностях [5].

Ориентируясь на тенденции межкультурного диалога, направленности российской образовательной политики на национальные базовые ценности, которые включают в себя человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество) [6, с. 19], мы полагаем, что именно формированию межкультурных ценностей должно уделяться значимое внимание в системе морально-нравственного воспитания учащегося. Межкультурные ценности, являющиеся мета-ценностями и включающие уважение к достоинству личности, толерантность, миротворчество, должны составлять стратегию ответственного выбора личности XXI века, которая ориентирована на продуктивную коммуникацию с разными людьми в стремительно изменяющихся условиях глобального мира.

Учитывая, что формирование у учащегося компетенции ответственного выбора является продуктивным в образовательной среде школы, обеспечивающей многочисленные ситуации выбора, мы полагаем, что одним из условий, фасилитирующих этот процесс, является использование педагогом межкультурного этюда.

Межкультурный (адаптационно-культурологический) этюд рассматривается как технология активного обучения, в основу которой положены приближенные к реальной жизни ситуации межкультурного взаимодействия, требующие тщательного поиска, осознания и выбора варианта их разрешения. Изучение работ Е.Б. Быстрай [1,2], рассматривающей в своей межкультурной дидактике адаптационно-культурологические этюды действенным способом приобщения личности к ситуациям взаимодействия в поликультурной среде, позволяет определить, что данная технология базируется на кейс-методе.

Также, как и кейс-стади, адаптационно-культурологический этюд требует серьезной подготовки как со стороны его участников, так и со стороны педагога-модератора и должен соответствовать поставленной цели, быть актуальным, иметь альтернативы решения, провоцировать дискуссию, развивать коммуникацию и дивергентное мышление.

В отличие от кейс-стади, который относится к неигровым форматам взаимодействия, адаптационно-культурологический этюд предполагает обыгрывание ситуации межкультурного взаимодействия с ценностных позиций.

Изучение фаз реализации межкультурного этюда позволяет нам выделить в данной технологии следующие этапы:

1)                 изучение ситуации межкультурного взаимодействия, их интерпретация,

2)                 брейнсторминг идей,

3)                 совместный поиск способов решения ситуации,

4)                 событийно-деятельностное проигрывание возможных вариантов решения ситуации,

5)                 выбор оптимального способа разрешения ситуации.

Рассматривая данную технологию как способ формирования у учащегося компетенции ответственного выбора, акцентируем внимание на принципе событийности, заложенном в успешную реализацию межкультурного этюда. Событийность выступает базовым основанием проектирования пространства выбора [3].

В процессе работы над межкультурным этюдом у учащегося на основе осмысления найденной информации и личностных ценностей происходит разрешение заданной ситуации межкультурного взаимодействия и экстериоризация определенной альтернативы осмысленного выбора. Экстериоризация, воплощающаяся в событийно-деятельностном проигрывании выбранного варианта, позволяет учащемуся в игровой форме выразить собственную субъектную позицию и является элементом его личностного самоопределения на основе совершенного выбора.

Возможность выбора способа решения ситуации межкультурного взаимодействия развивает чувство ответственности ученика, его способность осознанно анализировать последствия своего выбора, отражающие принятие или непринятие им межкультурных ценностей.

Таким образом, формирование у учащегося компетенции ответственного выбора как рефлексивно-оценочного механизма определения морально-нравственных основ собственной деятельности на межкультурно-ценностной основе должно осуществляться в образовательной среде школы, погружающей личность в событийно-деятельностное проживание многочисленных ситуаций выбора, активизирующих субъектную позицию ученика и способствующую его самоопределению.

Приобщение подрастающего поколения к межкультурным ценностям как морально-нравственному ориентиру, определяющему ответственный выбор стратегии взаимодействия с разными людьми в глобальном мире, является эффективным при использовании технологии межкультурного этюда. Активный поиск альтернатив выбора оптимального решения ситуации межкультурного взаимодействия, осуществление ответственности за совершенный выбор, проигрывание ситуации в ходе реализации этюда и осознание собственной личностной позиции является продуктивным условием, способствующим развитию готовности ученика к выстраиванию собственной траектории деятельности на основе осознанного выбора межкультурных ценностей.

 



Список литературы:

  1. Быстрай Е.Б. Межкультурно-ориентированная среда обучения и условия формирования межкультурной педагогической компетентности // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – №26 (317). – т С. 138-143.
  2. Быстрай Е.Б. Формирование межкультурной педагогической компетентности будущих учителей: монография / Е.Б. Быстрай. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.
  3. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Принцип событийности в организации социальных практик учащихся как проектных единиц их индивидуальных образовательных маршрутов // Историческая социально-образовательная мысль. – Т.7. – №5. Ч. 1. – 2015. – С. 207-213.
  4. Захарова О.О. К вопросу формирования компетенции ответственного выбора в образовательной среде школы // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сб. статей IX Международной научно-практической конференции в 4 ч. Ч. 4, Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017. – 214 с. – С. 139-141.
  5. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. URL: http://www.orenport.ru/images/doc/kirjak111.pdf
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 42 с.
  7. Махлеева Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С. 1088-1090. URL: https://moluch.ru/archive/104/24332/
  8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://3329.edusite.ru/DswMedia/2015_primern_obrazovat_progr_osn_obch_obraz.pdf


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: