» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Анпилогова Мария Ивановна, Студент-бакалавр
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Отражение вопросов политического развития стран азии в школьных учебниках по истории нового времени в 8 классе

Статья просмотрена: 515 раз
Дата публикации: 8.06.2018

УДК 9

ОТРАЖЕНИЕ ВОПРОСОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ В 8 КЛАССЕ

Анпилогова Мария Ивановна

студентка исторического факультета, 4 курс

Курский государственный университет, г.Курск

 

Аннотация. Данная статья отражает степень изучения политических процессов стран Азии в Новое время в школьных учебниках по истории за 8 класс. Акцентируется внимание на содержательном материале происходивших событиях и степени их освещения в школьных учебниках. Проводится анализ нескольких школьных учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ.

Ключевые слова: школьные учебники, всеобщая история, ФГОС, 8 класс

 

В современном мире внимание историков привлекают процессы, проходивших в странах Азии. Это связано, в первую очередь, с возможностью понимания современной политической обстановки и расстановки сил на международной арене. Соответственно, новые явления в исторической науке находят свое прямое отражение и в современном школьном образовании. Ведь один из главных принципов обучения истории – принцип историзма.

В настоящей работе нами были рассмотрены вопросы политического развития в странах Азии в 8 классе. Изучение политических процессов позволяет применять на практике различные методы реализации творческого потенциала учителя, с целью улучшения и облегчения усвоения материала учащимися.

Согласно Приказу Министерства образования РФ – Минобрнауки России, №253 от 31 марта 2014 года [5] был утвержден федеральный перечень учебников, которые рекомендованы использовать для реализации государственной аккредитации образовательных программ в школе. Список учебников, на материал которых мы будем опираться при изучении поставленной проблемы, приведен в Таблице №1.

Табл. №1

Наименование учебника

Автор/авторский коллектив

Класс

Наименование издателя учебника, год

1

Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900

Юдовская А.Я.,

Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

8

Москва «Просвещение»

2014 г.

2

Всеобщая история. История Нового времени

Бурин С.Н.,

В.А. Ведюшкин

8

Москва «Дрофа»

 2014 г.

3

Всеобщая история. История Нового времени XIX - начало XX века

Загладин Н.В.

8

Москва

«Русское слово»

2010 г.

4

История. Новое время. Конец XVIII - XIX век

Медяков А.С.,

Бовыкин Д.Ю.

8

Москва «Просвещение»

2015 г.

Учебник под редакцией Юдовской А.Я. охватывает период 1800 – 1900 гг.; рекомендован Министерством образования и науки РФ. Для более легкого усваивания материала, книга оснащена картами, таблицами, схемами, а также различными иллюстрациями.

В учебнике по истории Нового времени под редакцией Юдовской А.Я. проблеме политического развития стран Азии выделена V глава, которая носит название «Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма» [6].

Глава подразделяется на четыре параграфа, три из которых имеют отношения к изучаемой нами проблеме. В учебнике рассматриваются три страны – Япония, Китай и Индия. Автор учебника полагает, что именно с этими регионами должны познакомиться обучающиеся 8 класса в процессе изучения курса Новой истории. Рассмотрим же теперь каждую страну в отдельности.

Открывает V главу § 27 «Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Авторами учебника рассмотрено состояние внутренней и внешней политики. Приведены несколько иллюстраций, фрагменты исторических документов.

Что касается развития политических процессов, то в учебнике этому уделено незначительное внимание. Основной упор в параграфе делается на состояние экономического положения страны. Даются краткие сведения о реформе в области государственного управления и об «открытие» Японии.  Внешняя политика также отражена лишь в одном направлении – Корейском, да и то вкратце.

§ 28 «Китай: традиции против модернизации» охватывает период истории этой страны с начала опиумных войн (1840 г.) и до 1901 года. Таким образом, параграф полностью посвящен происходящим событиям, связанных с войной и ее последствиями.

Небольшой по объему пункт отведены Опиумным войнам. В сжатой форме дается пояснение ходу событий, что, на наш взгляд, является не совсем верным. Это достаточно важная страница в истории Китая, события которой до сих пор находят отклик в современном мире. Ведь в Китае, на сегодняшний день, борьба с производство синтетических наркотиков является одной из приоритетных задач руководства страны [2]. Соответственно, прослеживать то, как события прошлого находят свое отражение в современных реалиях – важное умение, которым должны овладеть школьники.

Далее в параграфе рассматривается тайпинское восстание. Так же, как и в предыдущем случае, дается лишь краткая справка о данных событиях.

Небольшое внимание уделяется и государственному перевороту, произошедшему в результате возвышения роли Цыси как императрицы. Тоже самое касается и проведения реформ. Для школьников, на наш взгляд, писанные события носят лишь ознакомительный характер, а более глубокое изучение подразумевается в ходе самостоятельной работы. В таком ключе и предстоит работать учителю, чтобы уделить отдельное внимание особенно важным моментам происходящих процессов. Это может быть выражено и в виде проектной деятельности по отдельным темам, в форме докладов, например, по персоналиям, а также в виде работ, связанных с изучением исторических источников (некоторые фрагменты из которых представлены после текса параграфа).

Завершающий параграф по истории стран Азии посвящен Индии – § 29 «Индия: насильственное разрушение традиционного общества». В отличии от описанных выше двух других параграфов, данный материал представлен более объёмнее.  Названия пунктов уже наталкивают учащихся на работу с проблемным вопросом.

В представленном материале дается характеристика Индии как с точки зрения экономического положения, так и с политических действий, развернувшихся в эти годы. Особое внимание автор уделяет взаимоотношениям Индии с Великобританией. И в конечном итоге авторы учебника подводят самих учеников к мысли о том, что война 1857 года была как раз необходимостью, которая ба позволила индийскому народу отстоять свою независимость.

Также, что немало важно, рассматривается и развитие политических сил в Индии – появлению в Индийском национальном конгрессе (ИНК) двух течений: умеренных и крайних. Это важно потом, что в истории любого государства развитие политического института напрямую зависит от тех обстоятельств, в которых находится общество.

Таким образом, если говорить об учебнике под ред. Юдовской А.Я., можно сказать, что проблемы, связанные с изучением политических процессов отражены достаточно слабо. Дается небольшая характеристика происходящим событиям, да и к тому же не всем. Выделяют всего три страны при изучении истории азиатских стран – Китай, Япония и Индия, что тоже является недостаточным.

Учебник «Всеобщая история. История Нового времени» под авторством Бурина С.Н. и В.А. Ведюшкина [1] включает в себя большое колличество иллюстративного материала: портреты правителей, карты, изображения построек и предметов быта. Для облегчения усвоения материала учебник оснащен различными знаками, которые призывают обучающихся обратить внимание на тот или иной момент в параграфе учебника, а также выделены основные для запоминания даты и термины. Присутствуют и отрывки из документов конкретного периода.

Для изучения политических процессов в учебнике выделяются шесть азиатских государства – Османская Империя, Китай, Япония, а также в одном параграфе собраны государства Центральной Азии – Персия, Индия, Афганистан.

Первым государством, которое рассматривается в IV главе, является Османская Империя. Само название § 19 «Кризис Османской Империи» настраивает учеников на предстоящее изучение проблем, связанных с политической властью в стране. В параграфе рассматривается как внешняя политика, но большее внимание отводится именно внутренней политике государства. Особенностью материала в данном учебнике является всестороннее рассмотрение причин и последствий проводимой политики Селима III, Абдул-Хамида II; причин и результатов младотурецкой революции.

Параграф оснащен большим количеством иллюстраций, заданий, которые органично вписываются в повествовательный материал, которые логически помогают закрепить знания обучающих. В конце параграфа приводятся задания для закрепления, а также заданий, связанных с более глубоким изучением изложенной проблемы.

В § 20 рассматриваются страны Центральной Азии – Персия, Индия и Афганистан. Наибольшим минусом является то, что информация о происходящих процессах в странах в рассматриваемый период сокращен до минимума. Соответственно, у обучающихся не будет возможности наиболее полно познакомиться со специфическими проблемами данного региона.

В параграфе даны лишь краткие сведения о происходящих процессах, но отсутствует конкретизация.  Задания и вопросы, которые имеются как в самом параграфе, так и после него, нацелены в большей мере на самостоятельное изучение обучающимися материала.

Несомненным плюсом данного учебника является то, что авторы включили, хотя бы кратко, изучение Персии и Афганистана. В других учебниках, которые рассматриваются нами, об этих странах вообще не упоминается.

§ 21 посвящён истории Китая. Основная проблематика, поднимаемая в данном параграфе посвящена опиумным войнам и борьбе Китая за свою независимость.

В пункте «Первая опиумная война» рассматриваются основные этапы войны, приводятся даты и имена основных участников. Также раскрываются причины и последствия войны. Далее по хронологии рассматривается тайпинское восстание. Также подробно и в доступной форме излагается рудный для понимания материал, сопровождающийся иллюстрациями. Последние два пункта параграфа посвящены закабалению Китая и его действами против иностранного влияния. Рассматриваются основные этапы проведения реформ Юань Шикаем, а также рассматривается период борьбы за власть Сунь Ятсеном.

Последний параграф IV главы посвящен Японии в период реформ Мэйдзи-исин. Основное внимание сосредоточено на проблеме «открытия» страны, и незначительное внимание уделяется самой политики реформ Мэйдзи. Параграф включает в себя большое количество иллюстративного материала.

Таким образом, в учебнике под ред. С.Н. Бурина отмечены основные проблемы политических процессов в азиатском регионе; дана характеристика происходящим событиям; выделены ключевые моменты. Единственным минусом является недостаточно уделенное внимание Индии.

Учебник «Всеобщая история. История Нового времени XIX - начало XX века» Н.В. Загладина [3] рассматривает развитие политических процессов, происходящих в Японии, Китае, Индии и Османской Империи.

§ 16 «Япония на пути модернизации» рассматривает историю с 1854 по 1907 гг., когда в стране проходили реформы Мэйдзи. Особое внимание уделяется социально-экономическим последствиям реформ, а также внешнеполитическому положению Японской Империи. Такому важному событию для политической жизни страны, как свержению власти сёгуна и возвращению полноты власти императору уделено совсем мало внимания.

Несомненным плюсом является привлечение фрагментов исторических документов, сопровождающихся заданиями. Которые направлены на закрепление полученных знаний и на более глубокое изучение проблемы.

§ 17 посвящен Индии. В этом параграфе наиболее полно отражены события политической жизни Индии, связанные с восстанием сипаев. Можно смело утверждать, что весь данный параграф сводится именно к этому событию. В первых двух пунктах рассматриваются события, которые предшествовали восстанию, далее говорится о самом событии. Особо стоит отметить, что в параграфе приведено большое количество дат и определений. Но в тоже время они не перегружают материал, а логически вписываются в канву повествования, что делает материал более легким для усвоения. 

По ходу описывания событий на рассмотрение обучающихся выносятся наиболее важные вопросы, связанные с действами восставших, а также вопросы, касающиеся причин поражения данного восстания.

Иллюстративный материал соответствует текстовому сообщению, что также направлено на лучшее усвоение и запоминание материала школьниками.

Задания, представленные после параграфа, разнообразны: работа с таблицей, с текстами документов, а также ответы на вопросы.

В § 18 параграфе рассматривается другое не мало важное политическое событие, но уже в Китае, а именно опиумные войны и восстание тайпинов.

Особо следует отметить, что в достаточно небольшом по объему параграфе помещены основные события этих процессов. Объясняются причины и последствия, а также приводятся даты и имена наиболее видных деятелей.  Отдельный пункт параграфа посвящен деятельности национально-демократического движения, приведшего к революции, и деятельности Сунь Ятсена.

Далее, в § 19 рассматриваются события, протекавшие в Османской Империи и Персии. Выделяются основные мероприятия, связанные с проведением реформ Селима III, а также рассматривается политика «восточного вопроса». Также рассматривается вопрос о политике, проводимой великими державами по отношению к Турции. Фактический материал представлен в полной мере, хоть и в кратком изложении.

Что касается истории Персии, то она упоминается лишь вскользь, без особых уточнений и разъяснений.

Подводя итог, можно сказать, что учебник Н.В. Загладина наполнен логически хорошо выстроенным материалом, легким для понимания. Учебник содержит разнообразный иллюстративный материал – изображения быта, военных сражений, картами. Задания учебника направлены на более глубокое изучение материала, а также на закрепление фактов.

Завершающим учебником, который мы взяли для рассмотрения, является учебник А.С. Медякова [4]. По сравнению с другими вышеописанными, этот учебник является наиболее новым. Сразу стоит обратить внимание, что весь учебник состоит из 115 страниц. И второе – учебник очень красочный и наполнен слишком большим количеством иллюстраций. Отсюда и получается, что на фактический материал выделено очень мало. А следовательно – и качество самого материала недостаточно для усвоения и понимания учениками 8 класса.

В § 18 рассматриваются три государства – Индия, Афганистан и Персия. Как было отмечено ранее, параграф пестрит изображениями. Фактическая часть практически отсутствует. Материал дан в очень сжатом виде, что не даст ученикам представления о происходящих процессах в этих странах. Значит, основной упор должен будет сделан на самостоятельную работу.

§ 19 рассматривает в кратком виде опиумную войну (не слова не упоминается про вторую опиумную войну), восстание тайпинов и реформы.  Даты не выделены никак, не дается разъяснения о причинах и последствиях событий.

В § 20 дается информация лишь о реформах, проводимых в Японии в период реставрации Мэйдзи. Но, следует заметить, что все подается в сжатом и слишком кратком виде.

Подводя итог, следует отметить, что данный учебник содержит слишком мало информации для понимания происходящих событий в странах Азии. Отсюда у обучающихся могут быть выявлены пробелы в знаниях.

Таким образом, нами были рассмотрены учебники, которые содержатся в Федеральном перечне учебников. Проанализировав их, нами были выявлены как достоинства, так и недостатки учебных пособий. И из этого следует вывод, что в современных учебниках уделяется мало внимания важным событиям XIX – начала XX века в странах Азии, которые непосредственно влияли на последующее развитие этих стран, как во внутренней политики, так и во внешней.

 



Список литературы:

  1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н Всеобщая история, История Нового времени, 8 класс, М.: Дрофа 2014.
  2. Всемирная метамфетаминовая скважина [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2014/07/24/chinsdrugs/
  3. Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени. XIX – нач. XX века. М.: Русское слово. 2010
  4. Медякова А.С., Бовыкин, Д.Ю. История Новое время Конец XVIII - XIX век. 8 класс. Москва: Просвещение, 2015. — 115 с.
  5. Приказ от 31 марта 2014 года N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 5 июля 2017 года)»
  6. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени 1800 – 1900, 8 класс. М.: Просвещение, 2014


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: