» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Автор: Кокова Наталья Геннадьевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Гражданская идентичность как личностный результат обучения в основной школе

Статья просмотрена: 1935 раз
Дата публикации: 4.06.2018

УДК: 372.8

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Кокова Наталья Геннадьевна

студент

Миненкова Анастасия Степановна

старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», Абакан

 

Аннотация. ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Личностные результаты включают ценностно-смысловые установки, отражающие их личностные, гражданские позиции, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Подростковый возраст является сенситивным периодом для становления гражданской позиции личности. В этот период наблюдается повышенная восприимчивость к внешнему воздействию. Важно, чтобы ребенок научился любить близких людей, трудиться,  беречь окружающий мир, смог поверить в свои способности и возможности.

Ключевые слова: Гражданская идентичность, гражданско-патриотическое воспитание, требования ФГОС, личностный результат, модель формирования.

 

В современных условиях российской системы образования всё более важной место занимает задача воспитания подрастающего поколения в духе понимания, принятия  ценностей гражданского общества. Социальный заказ требует от системы образования подготовку активной и конкурентоспособной личности, готовой  к исполнению своих гражданских обязанностей. Соответственно на одно из приоритетных мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ [3].

Гражданскую идентичность определяют, как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, определяющее целостное отношение к социальному миру.  Гражданская идентичность объединяет в себе когнитивный,  ценностно-смысловой, эмоционально - оценочный и деятельностный (поведенческий) компоненты [2].

В соответствии сФедеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), предъявляются требования к «портрету выпускника школы». Обучающийся должен обладать совокупность личностных характеристик, среди которых  на первом месте выделены те, которые обеспечивают и отражают сформированность основ гражданской идентичности [4].

В связи с этим, были проведеныметодики «Незаконченный тезис» и «Изучение мотивов школьников». Данные диагностики направленны на выявление уровня сформированности гражданской идентичности, и на определение интересов обучающихся в деятельности. Первая методика позволила нам выявить пробелы в становлении гражданственности школьников. Вторая позволяет подобратьболее эффективные методы, формы и средства, которые необходимо использовать в образовательном процессе, с учетом мотивации обучающихся.

Методика «Незаконченный тезис» включает в себя тезисы по направлениям: отношение к Родине, отношение к малой родине, отношение к семье, труду, людям. Всего были опрошены 22 респондента ФыркальскойОШ №13(обучающиеся 7,8,9 классов). Обучающиеся дописывали предложения, по которым определялось позитивное или негативное отношение к интересующим нравственным позициям детей.

Таким образом, большая часть имеет положительные представления о семье, и испытывает к ней позитивное отношение, что составляет 80%, но стоит отметить достаточно большой процент общих ответов (10%), носящих нейтральный характер. Респонденты испытывают положительное отношение к окружающим их людям, готовы прийти им на помощь (72%). Так же присутствует безразличное отношении к людям и тому, что происходит вокруг (21%). К трудовой деятельности, обучающиеся также относятся положительно (72%), они готовы оказывать помощь при необходимости, и трудовая деятельность воспринимается как благое дело, после завершения которого, испытывают положительные эмоции. Значительное число ответов носят нейтральное и негативное отношение к труду (17 и 6%), что выражается в попытках избежать ее. Обучающиеся довольно хорошо относятся к малой родине, школе, в которой учатся (64%), готовы на различную деятельность на благо села, односельчан. Достаточно большой процент респондентов (11%) испытывает негативное отношение к малой родине и, при возможности, покинули бы ее, так же проявляется безразличное отношение (15%). Предложения на определение отношения к Родине, показали, что большая часть (60%) испытывают положительные чувства, гордятся ей и готовы стараться, развиваться во благо страны. При этом, большой процент ответов (33%) носят нейтральный и негативный характер.

Поскольку формирование и развитие гражданской идентичности  подрастающего поколения в данной ООШ реализуется, в основном, за счеттребований ФГОС, необходимо максимально эффективно использовать  возможности образовательных программ.

Для формирования гражданской идентичности в образовательном процессе необходимо подбирать соответствующие методы, формы и средства обучения и воспитания. Для более эффективного поиска необходимо учитывать интересы детей, их мотивацию. В связи с чем, нами была проведена диагностика на определение интересов в деятельности.

Методика «Изучение мотивов школьников» включает в себя 12 вариантов примеров, которые могли бы заинтересовать их деятельность. Респондентам предлагалось определить, что и в какой степени привлекает их в выполнении какой-либо работы. Для ответа использовалась следующая шкала: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает слабо; 0 — не привлекает совсем.

В данном исследовании участие приняли 32 респондента Фыркальской ОШ №13 (обучающиеся 6,7,8,9 классов). Для определения преобладающих мотивов детей, выделили следующие блоки:

а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9,11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволило определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

По результатам проведенного опроса, получили данные по трем блокам мотивов деятельности. Из направления личностных мотивов, видим, что детей привлекают интересные дела, возможность общения с разными людьми, затем выработка новых качеств характера и приобретения новых знаний.

Следующий блок «Престижные мотивы» дает понять, что обучающимся необходимо давать работу, которая бы позволила им выделиться среди других. Так же респонденты занялись бы той деятельностью, которая  вызывает уважение среди сверстников.

Из блока «Общественные мотивы» можно увидеть, что значимое количество школьников привлекает деятельность, связанная с оказанием помощи. Респонденты отмечают, что им нравится работа, которая приносит пользу, т.е. совершать добрые дела.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у обучающихся Фыркальская ОШ №13 преобладают личностные мотивы деятельности, затем общественные и престижные.

Таким образом, при организации образовательной деятельности, необходимо учитывать преобладающие мотивы, которые привлекают школьников к выполнению какой-либо работы. В нашем случае это интересное дело, которое дает возможность знакомиться и общаться с новыми людьми. Важно, чтобы организованная работа позволила обучающемуся выделиться среди других, раскрыв какие - либо особенности, достоинства школьника. Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы школьники могли оказывать друг другу товарищескую помощь, и совершать добрые дела для других.

В ходе работы, по определению уровня сформированности гражданской идентичности у обучающихся 7, 8, 9 классов Фыркальской ОШ №13, нами были определены недочеты в формировании социально значимых ценностей, которые необходимо восполнить в образовательном процессе. С учётом полученных данных, нами была разработана модель формирования гражданской идентичности как личностного результата обучающихся основной школы в сельской местности. Рис. 1

На основе изученной литературы, пришли к выводу, что работа по формированию гражданской идентичности обучающихся  школы должна включать в себя 3 основных,  взаимосвязанных и взаимозависимых блока: 

 1.        Воспитание гражданина в процессе обучения, который   реализуется через культурный компонент предметов, формирующий национальное самосознание.  Важно осуществлять отбор содержания предмета с целью повышения его духовного и гражданственного потенциала. Так же необходимо  интегрировать, координировать учебный процесс, разработать и применять новые, эффективные образовательные технологии.

2.         Осуществлять гражданско-патриотическое воспитание в процессе внеурочной деятельности реализующееся посредством комплексно-целевых программ, которыенаправлены на формирование активной гражданской позиции и самосознание гражданина Российской Федерации (интеллектуальное,  патриотическое, эстетическое, творческое, физическое, трудовое, профориентационное, ученическое самоуправление семейное, социальное).

3.         Так же гражданско-патриотическое воспитание школьников реализуется в процессе взаимодействия с семьей и общественными организациями.

Рис.1. Модель формирования гражданской идентичности как личностного результата обучающихся основной школы в сельской местности.

Учебный и воспитательный процессы, формирующие гражданскую идентичность через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной работе взаимосвязаны и взаимозависимы, что позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий, используемые всеми участниками педагогического процесса [6].Внедрение направления формирования гражданской идентичности школьников должно осуществляется через совокупность современных форм и методов, обеспечивающих решение педагогом поставленных задач.

Формирование гражданской идентичности подрастающего поколения напрямую связано с его самоопределением. Гражданская идентичность представляет собой целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного осознанного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор.

 



Список литературы:

  1. Байбородова, Л.В. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, Репина А.В. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2013. – 268 с.
  2. Иванова Н.В., Марунина Г.Н., Першина Л.Л., Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами проектной деятельности.
  3. КорнаеваЗ.В.,Формирование российской гражданской идентичности учащихся начальной полилингвальной школы в ходе изучения языков народов РФ как государственных//Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки- 2013.- № 1С. 82-86.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  5. Сафин Н. В., Гражданская идентичность подростка как педагогическая проблема//Вестник оренбургского государственного педагогического университета-2016.-№2(18) С. 274-281.
  6. Кожанов, И.В. Научно теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности [Текст] / И.В. Кожанов, Т.Н. Петрова // Вестник Чувашского государственного университета им. И.Я. Яковлева. – 2013.– №1 – 1(77). – С. 83 – 89.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: