» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: ,
Рубрика:
Название статьи:

Статья просмотрена: 171 раз
Дата публикации: 14.09.2020

Учитель, пытающийся преподавать без того,

чтобы внушить ученику желание учиться,

куёт холодное железо.

Х. Манн.

В последние годы в системе профессионального образования остро встает вопрос о причинах стремительного спада познавательной мотивационной активности обучающихся в изучении русского языка и литературы. Это обусловлено рядом факторов: упрощением требований при сдаче ЕГЭ, снижения планки набора количества баллов на тот или иной результат при подведении итогов государственного экзамена, влияние средств информации – Интернета, телевидения, кино, музыки, компьютерных игр, которые зачастую не помогают развиваться умственным способностям человека, а отупляют и без того неокрепшие умы. А следовательно сегодня как никогда каждый преподаватель находится в особенно активном педагогическом поиске, задумываясь о том, как же сделать обучение своей дисциплине интересней, жизненней и необходимей для каждого обучающегося. Специфика среднего профессионального образования заключается в том, что к нам приходит большинство детей с низким показателем среднего балла после обучения в школе, многие из них давно потеряли интерес к учебе, у них другие ценности в жизни. Задача же каждого учителя – зародить в каждом из них интерес к овладению знаниями, чтобы им самим захотелось узнать, сделать, суметь, решить, осуществить.

На помощь в достижении этой задачи приходят современные инновационные технологии, без которых абсолютно невозможно воспитать компетентную образованную личность. Новая дисциплина «Русский язык и литература», которую ввели в наше профессиональное образовательное учреждение с 2015-2016 учебного года, обязывает пересмотреть все прошлые формы работы и обратиться вплотную к применению самых последних новейших методов работы в формировании лингвистических и литературоведческих компетенций. Среди особо популярных ныне технологий, широко применяющихся в методике преподавания русского языка и литературы можно назвать следующие направления: модульное, развивающее, концентрированное, проблемное, проектное, исследовательское, личностно-ориентированное, развивающее, игровое, информационно-коммуникационное, дифференцированное, активное, интерактивное и др. Подробнее хотелось бы остановиться на интерактивных технологиях и их роли в процессе обучения русскому языку и литературе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Вначале следует разобраться, что означает сам термин «интерактив». Значение его пришло к нам из английского языка, а изначально из латинского. Интер – взаимный, акт – действовать. И следовательно это взаимодействие, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, студентов между собой. Интерактивное занятие предполагает развивающий, частично поисковый и исследовательский вид деятельности обучающихся, где обе стороны – преподаватель и студент выступают равноправными субъектами обучающего процесса. Тема интерактивных технологий рассмотрена в трудах целого ряда ученых и педагогов: Уколовой И.Е., Дьяченко В.К., Хуторского А.В., Вавиловой Л.Н. и др. В настоящее время интерактивное обучение приобретает новое звучание, в него вкладывают особый смысл и важность учебно-педагогического сотрудничества (Коротаева Е.В., Прилепо А.Ю. и др.) Данный вид работы помогает повысить качество знаний, применять их на практике, мотивацию познавательной деятельности, расширить языковые возможности студентов, развивает навыки общения, анализа, синтеза, критического мышления, приучает работать в команде, а значит, реализует и воспитательную задачу. В организационном смысле интерактивное обучение делится на такие формы как игровые, дискуссионные, групповые, исследовательские, дистанционные. Целью уроков интерактивного типа является эффективное сотрудничество преподавателя и обучающегося, обучающихся между собой, что соответствует личностно-ориентированному подходу, так как оно предполагает коллективное обучение в сотрудничестве.

Наиболее распространенными и действенными формами работы интерактивного обучения являются следующие:

  • работа в малых группах

  • ролевая игра

  • тренинг

  • творческое задание

  • разработка проектов

  • информационный блок

  • мини-лекции

Работа в малых группах позволяет студентам сообща решать поставленные задачи, проблемы, круг вопросов, способствуя саморазвитию и взаимообучению, в процессе ролевых игр у студентов вырабатывается умение сосредоточиваться, проявляется чувство командного духа. Творческое задание повышает стремление учиться, развивает креативное мышление. Технология проектов позволяет развить умение конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. По сравнению с традиционным обучением активность педагога заменяется активностью обучающихся, а задачей преподавателя становится создание условий для инициативы. Теперь не преподаватель, а сам обучающийся выясняет, овладевает, применяет на практике, преподаватель лишь направляет. Так, применяя интерактивные технологии в процессе изучения орфоэпических норм русского языка, студенты приобретут предметные компетенции, овладеют речевой культурой (осознание норм произношения слов, применение знаний на практике – создание грамотной литературной речи, анализ и выявление своих речевых ошибок и ошибок одногруппников). Кроме предметных обучающиеся смогут овладеть и метапредметными компетенциями: регулятивными, познавательными, коммуникативными.

Структура урока-интерактива с творческим заданием и работы в группе может состоять из целеполагания, проблемной ситуации, коллективного обсуждения и решение в малых группах, презентации решений каждой группы, корректировки оппонентами, рефлексии, взаимооценивания на листах успеха и оценки педагогом. На примере изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» урок можно построить в форме литературного суда, поделив студентов на сторонников идеи Раскольникова и противников, на судий, сторонников идеи христианского очищения-возрождения Сони Мармеладовой, поставив проблемный вопрос: на чьей из сторон героев вы видите истину, справедливость, правду? Представить решение этой проблемы студенты могут в любой форме – в виде обычного устного аргументированного выступления, в виде гистограммы, графика душевных терзаний Раскольникова, Сони и др., в форме мини-инсценирования отрывка романа, кластера, синквейна, компьютерной презентации, иллюстрации, дебатов.

Подробней хотелось бы остановиться на клестере и синквейне.

Кластер (англ. cluster) – скопление, рой, гроздь, пучок – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Составление кластера – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему или проблему. Кластер на уроках русского языка и литературы является отражением нелинейной формы мышления, иногда такой способ называют ассоциативным рядом или «наглядным мозговым штурмом». Порядок действий прост и логичен:

  • посредине чистого листа или доски пишется ключевое слово или фраза, которое является ядром идеи, темы, проблемы

  • вокруг главного слова набросываются слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, ассоциации (модель – планета и её спутники)

  • по мере записи слова соединяются прямыми линиями (стрелами), у спутников слов также появляются новые спутники, устанавливается логическая цепочка

  • в итоге получается структура, графически отображающая размышления, определяющая информационное поле по данной теме (проблеме)

Обязательное правило составление кластера: дать волю воображению, записывать всё, пока не закончится запас идей, не придерживаться заранее определенного плана, постараться построить как можно больше логических связей. Система кластеров позволяет охватить огромный объем информации, проявить ассоциативное мышление студентов, развить критическое и логическое мышление. Например, при чтении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» для лучшего понимания образа любимой героини автора можно составить кластер, поместив в центре доски имя – Наташа Ростова, а от него уже вести свой логический ассоциативный ряд, создавая тем самым некое «поле знаний», помогающее студентам раскрыть всю глубину образа героини великого произведения на все времена.

Синквейн (от фр. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии, с 1997 года стала использоваться и в России, применяется и в качестве дидактических целей, как эффективный метод развития образной речи, позволяющий получить быстрый результат. Ряд методистов полагают, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного словарного богажа обучающихся.

Правила построения синквейна:

  • первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово – существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые дают описание признаков и свойств выбранного объекта или предмета

  • третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта

  • четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету или объекту. Это может быть афоризм, цитата, пословица или фраза, составленная самим студентом

  • пятая строка – одно слово – вывод, резюме, характеризующие суть предмета, объекта или явления

Синквен подразделяется на следующие типы: классический, обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, корона синквейнов, гирлянда синквейнов. Возможны и отступления от этих правил, это принципиально, главное – чувство, мысль, осознание и креативность мышления обучающихся.

В качестве примера приведу одну работу студента на уроке литературы в стиле синквейна при исследовании образа Сони Мармеладовой в известном романе Ф.М. Достоевского:

Соня –

искренняя, святая, всепрощающая,

принесла себя в жертву, воскресила, спасла Родиона,

подарив очищение, страдание, свет, –

Любовь.

Говоря о синквейне в преподавании русского языка и литературы, можно привести пример изучения профессиональной лексики. Студентам предлагается выбрать один из терминов по своей специальности: мастер общестроительных работ, сварщик, мастер отделочных строительных работ, мастер столярно-плотничных работ. К словам столяр, паркетчик, каменщик дается задание построить синквейн. В исследовании творчества А.И. Куприна и И.А. Бунина на уроках литературы можно попробовать написать синквейн к слову любовь, браслет, неравенство; при изучении поэзии С. Есенина – подойдут слова Родина, Россия, хулиган, мать, деревня и др. Надо сказать, что эта работа обучающимся кажется новой и интересной, она развивает творческие, поэтические способности, образную речь, обучает стихосложению, помогает глубже понять и осознать ту или иную тему.

Рассмотрев некоторые формы интерактивных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС, мы видим неоспоримую важность их в учебно-воспитательном процессе, ведь без применения данных инновационных подходов невозможен эффективный современный урок, внеклассное мероприятие, другие виды организации работы. За ними будущее общего профессионального образования, воспитания гармонически полноценной, компетентной личности.



Список литературы:

  1. Ермолаева М.Г. Интерактивные методики в современном образовательном процессе. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Задорожная Н.В., Мелекесова В.Д. Современные педагогические технологии: сборник материалов для педагогов. – Челябинск: Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего, 2012.
  3. Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей / авт.-сост. В.Н. Зубков. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 861.
  4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание.– М.:УНЦ ДО, 2005.
  5. Шишминцева А.П., Суртаева Ю.Н. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 9 (87).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: